
Главная » Полезные советы» § 3. Подготовка воспитателя к выразительному чтению
§ 3. Подготовка воспитателя к выразительному чтению
Читать выразительно — значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия.
Напомним, что одна из закономерностей усвоения речи состоит в понимании ребенком эмоциональной выразительности речи. Интонационную выразительность ребенок усваивает почти инстинктивно. По наблюдениям психологов, ребенок уже в раннем возрасте, еще не понимая смысла обращенной к нему речи, оценивает общий характер ее интонации (оценивает чувство как положительное или отрицательное) и соответственно реагирует на нее.
Следовательно, выразительное чтение воспитателя — это, с одной стороны, способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой — способ развития и совершенствования чувств ребенка.
Определенный уровень развития эмоциональной сферы психики детей той или иной возрастной ступени, достигнутый средствами интонации, позволит воспитателю помочь детям усвоить выразительные средства лексики и грамматики (морфологии и синтаксиса) на следующей возрастной ступени.
Подготовка воспитателя к выразительному чтению состоит в так называемом дикторском прочтении текста: воспитатель как бы становится в положение слушателя данного текста, старается предвидеть, что именно может затруднить его слушателей (определенного возраста), и ищет средства, как облегчить им восприятие текста.
Орфоэпия чтеца. Правильная орфоэпия чтеца — важнейший элемент культуры его речи. Обстоятельный материал по вопросам работы воспитателей в области культуры речи можно найти в журнале «Дошкольное воспитание» в разделе «Говорите правильно».
Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: своего, его, сегодня, булочная, скучно, что, счастье, катается, смеется и т. д. — [сваиво], [иво], [сиводн'], [булъшнъ], [скушнъ], [што], [щаст'], [катацъ], [смиjоцъ] и т. д., а также произношению слов, заимствованных из иностранных языков: шофер, статуя, километр, сантиметр, шоссе, портфель, коклюш и т. д.
Лучше совсем не произнести слово, чем произнести его с орфоэпической ошибкой. Поэтому перед рассказыванием и чтением художественного текста о произношении незнакомого слова необходимо справиться в словаре.
Настольной книгой-справочником для каждого воспитателя должен стать словарь «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесоза и С. И. Ожегова.
Сила голоса чтеца. Как рассказывать и читать детям: громко или тихо? Здесь не может быть категоричного однозначного ответа, поскольку громкое или тихое произнесение текста зависит прежде всего от содержания произведения.
Как правило, читать ребенку надо голосом средней громкости, порой его усиливая, иногда ослабляя. Даже шумливые дети начинают прислушиваться, когда голос рассказчика ослабевает.
Чтобы донести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослаблять голос в строгом соответствии с содержанием.
Так, сначала мы ровным негромким голосом произнесем:
И однажды утром рано
Мы услышим в тишине…
Дальше голос крепнет и звучит, как рапорт:
«Космонавт Егор Степанов
С Марса шлет привет Луне!» (С. Михалков.)
Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе.
Темп речи. Очень важно при чтении и рассказывании выдерживать необходимый темп речи, который тоже определяется содержанием. Так, стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?» читается очень неторопливо:
Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Дело было вечером, делать было нечего. Но совсем в другом темпе, быстро и задорно, читается его же «Песенка друзей»:
Красота! Красота! Мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петьку-забияку, обезьяну, попугая — вот компания какая!
Часто в одном и том же произведении мы разные части читаем по-разному. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленнее, а менее значительные — иногда почти скороговоркой.
Паузирование. С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц. Вот как надо расставить паузы в концовке рассказа Н. Калининой «Весна наступила»:
«Она смотрит на стол/ и наконец / замечает рюмку с подснежником./ — Подснежник,- /радостно/ говорит она. -/Откуда?/ Где вы его взяли?/ — Я нашел его / сегодня в лесу, — /с гордостью сообщает Сережа.-/ Это тебе/ подарок./
Мама берет рюмку с цветком./ — Спасибо, — /говорит она. — /Это первый / весенний цветок/. Он под снегом растет./ Значит, / весна / уже наступила».
В первом предложении паузы помогают создать картину происходящего: взгляд женщины рассеянно скользит по столу и неожиданно останавливается на цветке. Во втором предложении паузы оттеняют смену настроения героини: ею овладевает радостное удивление. В третьем и в последнем паузы также передают настроение: гордость сына тем, что он смог обрадовать мать, и задумчивую нежность матери.
Чаще всего мы пользуемся паузами и при передаче напряженности в отдельных местах рассказа или стихотворения: паузами мы подчеркиваем эту напряженность.
Постановке пауз учат стихи В. В. Маяковского: поэт так дробит стихотворные строчки, что читающий и слушающий воспринимают каждое слово поэта:
Кенгуру.//
Смешная очень:/
Руки / вдвое короче.//
Но за это у ней/
Ноги / вдвое длинней.
(В. Маяковский)
Расстановка логических ударений. Эмоциональная окраска голосачтеца. Велико значение и эмоциональной окраски голоса (его тембра): одни и те же слова в зависимости от того, с каким выражением их произносят, могут совершенно менять смысл. Воспитатель перед тем как читать или рассказывать детям художественное произведение должен хорошо представлять себе его тембральный рисунок. Правильно эмоционально окрашенное рассказывание и чтение помогает передать настроение, повышает интерес к рассказу.
Тембральная окраска голоса чтеца, а также его мимика, поза, выражение лица должны соответствовать содержанию рассказываемого. Даже заразительно смешные рассказы Н. Носова, прочитанные без должного настроения, с унылым лицом, не вызовут радости и веселого смеха детей. Очень важен жест при чтении и рассказывании: он дополняет слово, делает его более весомым. Но надо бережно относиться к жесту, не следует им злоупотреблять.
При подготовке к чтению или рассказыванию воспитатель должен подумать, как обратить внимание детей на действие и на его мотивы, какой тембр придать своему голосу, чтобы выразить свое отношение к поступкам героя и передать это детям.
Например, воспитатель читает или пересказывает сказку В. Катаева «Цветик-семицветик» про в общем добрую девочку Женю. Но Женя еще маленькая и потому сначала не знает, не умеет поступить правильно в тех ситуациях, в которые она попадает; она часто ошибается и, как только замечает свою ошибку, сейчас же старается ее исправить, учится поступать хорошо. Взрослый тембром своего голоса должен показать, как он сочувствует героине во всех ее злоключениях, как огорчается вместе с ней при каждой ее неудаче, как радуется, когда девочка совершает наконец добрый, благородный поступок. В голосе воспитателя слышится то любопытство и некоторое недоверие, когда Женя в первый раз хочет испробовать волшебное свойство цветика-семицветика, то приятное удивление от того, что в самом деле исполнилось, то тревога за девочку, по недоразумению своему очутившуюся на Северном полюсе в летнем платьице, то неодобрение, когда Женей вдруг с досады овладела бессмысленная жадность и она завалила себя игрушками, и, наконец, радость, удовлетворение от того, что девочка совершила свой первый добрый, по-настоящему человечный поступок: отказавшись от мелких удовольствий, сладостей, она оторвала последний лепесток цветика-семицветика, чтобы выздоровел больной мальчик, свое волшебное заклинание она «запела тонким голоском, дрожащим от счастья» (выделено мною. — Л. Ф.).
Если воспитатель в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это смогут сделать и дети. Наоборот, чтение, которое передает оттенки мысли писателя, драматизм или комизм положения, особенности характера действующих лиц, глубоко воспринимается детьми.
Рассказчик должен заранее уяснить построение рассказа, сказки: в повествовании может быть один эпизод, а может быть несколько, причем иногда они по настроению противоположны, как, например, в сказке «Три поросенка», а иногда, как в сказке Ш. Перро «Кот в сапогах», общее настроение поднимается от эпизода к эпизоду.
Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.
|