Главная» Виды услуг» Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Рекомендуем дополнительно обратиться в рубрику «Полезные советы».
Освоение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребёнка. Обучаясь чтению, ребёнок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности.
Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов букв, обозначающих звуки речи.
До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами и содержание (смысл), передаваемый словосочетаниями и фразами.
Начиная осваивать азбуку, ребёнок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки. Однако это не самое сложное и самое важное. Приобретая элементарные технические навыки чтения, ребёнок приступает к самому трудному и главному в чтении: он должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов.
Полноценное освоение навыков, необходимых для овладения чтением, предполагает определённый минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Должно наступить состояние готовности к усвоению грамоты и письменного языка.
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определённые этапы, которые различаются по психологическому содержанию.
Т.Г. Егоров выделял следующие ступени овладения чтением:
1) овладение звукобуквенными обозначениями;
2) послоговое чтение;
3) ступень становления синтетических приёмов чтения;
4) ступень синтетического чтения.
Таким образом, совершенствование навыка чтения можно рассматривать как процесс укрупнения и автоматизации оперативных единиц чтения.
|