Главная » Виды услуг» Коррекционная работа при дизартрии
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДИЗАРТРИИ
Рекомендуем дополнительно обратиться в рубрику «Полезные советы».
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.
Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Используется принцип индивидуального подхода.
В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определённых контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные координации наиболее просты.
Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиваться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия, ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.
При формировании звукопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях речевой коммуникации, предупреждении и преодолении вторичных нарушений речи логопед проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков, формированию произносительных навыков в различных ситуациях общения.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над её выразительностью.
Работа проводится путём подражания. Ребёнка учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова или группы слов.
Работа над звукопроизношением строится с учётом следующих положений:
1) Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребёнка.
2) Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребёнка.
3) Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения.
4) Развитие дифференциального слухового восприятия и звукового анализа.
5) Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путём развития зрительно-кинестетических ощущений.
6) Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребёнка более сохранна.
7) При тяжёлых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов.
8) У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжёлых нарушений звукопроизношения путём систематической работой в доречевом периоде.
Этапы логопедической работы при дизартрии.
1. Первый этап, подготовительный основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребёнка раннего возраста воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.
Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.
2. Второй этап формирование первичных коммуникативных произносительных
навыков.
Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа.
Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.
Методики логопедической работы определяются клинической картиной формой дизартрии.
Логопед, работая с детьми, страдающими гиперкинезами, строит свои занятия по следующим этапам:
1) развитие слухового контроля за произнесением звуков;
2) подбор позы ребенка, при которой количество гиперкинезов сводится к минимуму;
3) закрепление конечностей для подавления синкинезий;
4) отработка синхронных ритмичных движений в артикуляционном аппарате поэтапно:
а) между подачей дыхательной струи и голоса
б) между подачей голоса дыхательной струи и движениями языка и губ, то есть произнесение определенных групп звуков
5) отработка произношения открытых слогов, закрытых слогов, слов и предложений.
При спастической дизартрии структура логопедической работы существенно меняется:
1) воспитание у детей слухового и зрительного контроля при произношении;
2) развитие кинестетического контроля;
3) отработка правильных укладов губ и языка при отсутствии голосоподачи;
4) порядок постановки и корректировки звуков определяется локализацией спастичности, в первую очередь ставятся те звуки, при образовании которых соответствующие отделы языка и губ наименее спастичны.
Поэтапность логопедической работы при смешанной форме зависит от выделения ведущего расстройства.
|