Гордость центра: 

 Почётные логопеды!

Разное:

Отзывы!

Чёрный список!

Юмор

Словарь 

Законы

Игры!

 

Логопедам центра:

Частые вопросы

Соблюдаем условия

Соблюдаем договор

Соблюдаем оплату

 Скидки за выслугу лет

Прислушиваемся советам

Ответственность

Сравнение

 Возьмите меня с собой!Добавьте сайт в избранное!

Я еще пригожусь!

Ждем Ваших звонков по телефону:

Пожалуйста поделитесь с друзьями!

Советы логопеда

§ 8. Заучивание стихотворений

В теории психологии памяти различают два основных пути запоминания: 1) непроизвольное запоминание, т. е. запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека — в процессе деятельности, имеющей другие цели; 2) произвольное запоминание, являющееся результатом сознательного намерения запомнить.
Так, описанные выше занятия по чтению художественных произведений в разных возрастных группах проводятся с целью познакомить детей с содержанием данных произведений, доставить им эстетическое удовольствие, внушить определенные нравственные понятия, воспитать благородные чувства. На этих занятиях дети слушают, обсуждают, пересказывают художественные произведения и невольно запоминают их целиком или частично, хотя цели запомнить перед ними не ставится. Это — непроизвольное запоминание. Предлагаемые методические приемы чтения художественных произведений в детском саду должны обеспечить детям непроизвольное запоминание.
Но детей необходимо и учить запоминанию, именно учить, поскольку ребенок раннего и младшего дошкольных возрастов не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного, намеренного запоминания.
Произвольное запоминание — это внутренняя, интеллектуальная работа, полезная ребенку в трех отношениях: она помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи ребенка; интенсивнее развивает эстетические чувства — чувство поэзии, чувство прекрасного в языке; укрепляет память — образную память, связанную с воображением, и вербальную (словесную) память, связанную с мышлением, которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.
Дети дошкольного возраста могут специально заучивать художественные произведения несложных жанров, начиная с потешек в 1-й и 2-й младших группах и кончая более трудными в тематическом плане стихами о Родине. Как же учат детей запоминанию?
Прежде всего им объясняют само значение (лексическое значение) слова помнить, запоминать. Вначале это слово выступает как синоним слова повторить.
Например, воспитатель занимается с ребенком младшего возраста, разучивает с ним потешку:
 — Витенька, давай позовем солнышко так: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!» Повтори (или: «Теперь ты скажи»).
Мальчик старается повторить слова потешки.
 — Как ты хорошо запомнил! (или: «Ты уже почти запомнил!») — ободряет воспитатель.
На следующем занятии, организуемом с тремя — пятью детьми (с которыми уже проведены индивидуальные занятия), воспитатель просит:
 — Вспомните, как мы звали солнышко, чтобы оно выглянуло в окошечко. Каждый ребенок пытается воспроизвести слова потешки. Воспитатель хвалит тех, кому это удается. Тем, кто затрудняется, помогает.
Итак, приемы произвольного запоминания: 1) повторение текста, 2) припоминание текста.
Но ребенок может не хотеть повторять и тем более припоминать. Воспитателю нужно знать слова К. Д. Ушинского, характеризовавшего припоминание как «труд, и труд иногда не легкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое». Необходимость поощрять припоминание, предотвращать «леность вспоминать забытое» для воспитателя должна быть очевидной.
Для активизации детей в повторении и припоминании воспитатель располагает следующими средствами:
1) само художественное поэтическое произведение должно нравиться детям (своей музыкальностью, красочностью образов, этическим содержанием); оно должно доставлять детям эстетическое удовольствие, приносить нравственную удовлетворенность (дети должны полюбить героев, ждать с ними новой встречи; им должно быть приятно пережить вновь и вновь те чувства, которые вызвало у них стихотворение);
2) дети могут выполнять просьбу воспитателя из любви к самому воспитателю — из стремления обрадовать его, заслужить его похвалу.
Воспитатель обеспечит действенность перечисленных средств произвольного запоминания детьми художественных произведений, если он: умеет хорошо читать — искренне передавать свои настоящие чувства голосом и мимикой; умеет вызвать абсолютное доверие детей, расположить их к себе своей справедливостью, тактичностью, доброжелательностью, искренней заинтересованностью в их успехах.
Воспитатель должен уметь убедить каждого ребенка (особенно в этом нуждаются робкие и застенчивые дети), что он может запомнить, припомнить то, что предлагает воспитатель.
Дополнительным стимулом к запоминанию детьми художественных текстов может быть чувство соревнования с товарищами (кто лучше?), а также желание сделать им сюрприз (чтение в группе стихов, выученных дома) и др.
Организация занятий по заучиванию художественных текстов. В каждой возрастной группе воспитатель заучивает с детьми 1-2 произведения в месяц. Как видно из «Программы воспитания в детском саду», для заучивания наизусть выбираются небольшие тексты: в младших и средней группах — в 1-2 строфы, в старшей и подготовительной — больше (в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка). Для запоминания текста, по данным психологов, ребенку нужно 8-10 раз повторить его, но не на одном занятии; раза 2-3- припомнить. Произведение разучивается сразу целиком: это необходимо для целостного понимания его смысла, структуры образов, гармонии созвучий. Дробление стихотворения на строчки для заучивания на разных занятиях обессмысливает произведение, мешает его восприятию, а следовательно, и запоминанию.
При заучивании большого по объему произведения допускается припоминание его по частям.
Занятие обычно строится по плану:
1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;
2) чтение воспитателем всего текста,
3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,
4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью.
Детям с плохой памятью воспитатель помогает: ободряет взглядом, жестом, подсказывает слова, подсказывает (на первых порах просто заставляет имитировать) интонацию.
Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры:
 — К нам пришла кукла Катя (мишка, зайка или другая игрушка), прочти еще раз стихи для нее!
 — Стань, Нина, за ширмочку так, чтобы тебе не было видно группу, и угадай, кто сейчас будет читать стихи.
 — Научи читать эти стихи петрушку из нашего кукольного театра.
 — Давайте играть в театр: будем выступать перед зрителями. И др.
Занятие не может быть целиком посвящено заучиванию одного произведения: детей нельзя утомлять до такой степени, чтобы они потеряли интерес к данному стихотворению. Занятие по заучиванию наизусть, как показывает опыт, целесообразно дополнять другими работами, например повторением (припоминанием) ранее разученных стихотворений, играми по технике речи.
Работа по заучиванию произведений разных жанров различна в зависимости от жанра.
Для запоминания ребенком потешки иногда достаточно того, чтобы она прозвучала в момент, когда у него хорошее настроение — когда ему радостно от ощущения здоровья, от внимания взрослых. В потешке ребенок слышит прежде всего музыку, и этого часто бывает достаточно, чтобы он захотел сам повторить, а потом и припомнить ритм этой музыки. Но в потешке ребенок различает и образы, если в этом помогает ему воспитатель. Помощь воспитателя состоит в том, чтобы вовремя соединить слова потешки с реальными явлениями, которые названы этими словами: солнце залило светом комнату, где находится ребенок, — и воспитатель припевает: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!»; ребенок охотно ему вторит. Идет теплый дождик, и дети вместе с воспитателем радостно скандируют потешку: «Дождик, дождик, веселей, капай, капай, не жалей!» или стихи 3. Александровой: «К нам на длинной мокрой ножке дождик скачет по дорожке».
Очень важно помочь детям соединить чувственно воспринимаемый образ внешнего мира со словами лирического стихотворения о природе. Воспитатель должен прочесть первый раз эти стихи тогда, когда дети подготовлены к восприятию именно этого явления природы, когда они охвачены соответствующим настроением. Вот пришла осенняя пора, и дети слышат стихотворение А. Плещеева «Осенью». Они смотрят в окно, и чудесные слова стихотворения глубоко входят в их память. Застигнутые на прогулке снегопадом, дети услышат стихотворение И. Сурикова «Белый снег, пушистый». В апрельский день, бродя с ребятами по рыхлому снегу у покрытого ледяной коркой, но уже ожившего ручья, воспитатель может прочитать им стихи А. Блока «Весна идет сторонкой…». Собирая цветы на весеннем, залитом солнцем лугу, дети с радостным чувством воспримут стихи А. Майкова «В мае». А лирические стихи о лете малышам в первый раз лучше читать летом.
Воспитатель помогает дэтям запоминать стихи, обращая их внимание на выразительные языковые средства (см. об этом в главе «Обогащение словаря»).
Воспитатель должен помнить, что работа по заучиванию наизусть, как и всякая другая работа по развитию речи детей, несколько отличается в разных возрастных группах, несмотря на то что проходит, в общем, по примерно одинаковому для всех групп плану. Детям младшего дошкольного возраста требуется большая наглядность, иногда даже театрализация стихотворения непосредственно перед заучиванием его наизусть. Позднее воспитатель может ограничиться уже только вступительной репликой, но обращение к наглядным пособиям типа муляжей, картинок и т. п., безусловно, остается.
Ребенку четвертого года жизни воспитатель предлагает повторять строчки с ним вместе, а потом просит его одного рассказать все стихотворение, при этом потихоньку подсказывает ему слова, которые тот забыл. Если есть необходимость, с некоторыми младшими дошкольниками воспитатель снова читает вместе: он начинает — ребенок заканчивает строку. После такого упражнения задание для ребенка усложняется: он должен повторять за воспитателем целые строфы (2-4 строки).
В средней и старших группах воспитатель, повторяя, как обычно, чтение текста 2-3 раза, может предварительно предупредить детей, чтобы они постарались запомнить. Время от времени он обращается то к одному, то к другому ребенку: «Саша, ты стараешься запомнить? Старайся, Сашенька! Сейчас я спрошу тебя». Затем начинаются упражнения в заучивании (как описано выше): чтение вместе с воспитателем «кусков» разной величины.
Для лучшего запоминания всего стихотворения старшими дошкольниками воспитатель задает им вопросы по тексту, и дети отвечают цитатами из этого стихотворения. Во всех возрастных группах сначала нужно вызвать ребенка с хорошей памятью, а потом детей, менее развитых. Большие трудности вызывает у дошкольников понимание аллегорического смысла басни. Дети любят слушать басни, но воспринимают их как сказку о животных. Аллегория басни не доходит до малышей без помощи воспитателя. Чтобы помочь им понять иносказание, воспитатель напоминает какой-либо известный им факт и проводит аналогию с содержанием басни.


 Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

ООО “ЛЮДМИЛА” - логопедический центр     Ждем Ваших звонков:   (495) 727-34-07 Created by SEOLAN