Гордость центра: 

 Почётные логопеды!

Разное:

Отзывы!

Чёрный список!

Юмор

Словарь 

Законы

Игры!

 

Логопедам центра:

Частые вопросы

Соблюдаем условия

Соблюдаем договор

Соблюдаем оплату

 Скидки за выслугу лет

Прислушиваемся советам

Ответственность

Сравнение

 Возьмите меня с собой!Добавьте сайт в избранное!

Я еще пригожусь!

Ждем Ваших звонков по телефону:

Пожалуйста поделитесь с друзьями!

Советы логопеда

Главная » Полезные советы» § 1. Звуки речи и элементы интонации как «строительный материал» для знаковых единиц языка
 

§ 1. Звуки речи и элементы интонации как «строительный материал» для знаковых единиц языка

Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) — сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр — сами по себе ничего вне языка не обозначают, не кодируют действительность, но без них нет речи: из звуков речи составляются морфемы, из звуков речи и просодем составляются слова, просодемы придают соединению слов смысл предложения. Следовательно, звуки речи и просодемы — «строительный материал» устной речи (письменная речь — графический код устной речи).
Ребенок учится говорить. Это возможно не иначе, как научившись предварительно: 1) артикулировать все характерные для данного языка фонемы; 2) произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях в слове, в соответствии с традицией, т. е. по правилам орфоэпии; 3) модулировать просодемы, создающие интонацию.
Как известно из опыта обучения детей родной речи, самым трудным для ребенка бывает усвоение артикуляции отдельных звуков. Если дефекты в речи ребенка касаются звуковой стороны, логопеды считают причиной этих дефектов прежде всего то, что ребенок никак не может научиться правильно «работать» языком, важнейшим артикуляционным органом. Чаще всего детям не удаются артикуляции средненёбных согласных: [р], [л], [ш], [ж], иногда — задненёбных: [г], [к], [х].
В фонетике (в качестве примера возьмем фонетику русского языка) детальнейшим образом описана работа всех артикуляционных органов (языка, губ, зубов, голосовых связок и проч.) при образовании всех фонем.
Например, известно, что [ш] — звук переднеязычный альвеолярный (кончик языка прикасается к деснам), щелевой (язык прикасается к деснам не плотно, остается щель), твердый (средняя часть языка не поднята к нёбу), глухой (голосовые связки не работают). Так же описаны все 42 звука.
Не только логопеды, но и каждый культурный воспитатель обращается к фонетике: знание «анатомии» звуков речи помогает им ускорить процесс усвоения их детьми. И все же процесс овладения артикуляциями звуков очень длительный и трудный; он длится пять, а то и семь лет: чисто говорить дети начинают в лучшем случае в конце пятого года жизни. «Программа воспитания в детском саду» ставит задачу твердого усвоения артикуляций всех звуков к седьмому году жизни — времени, когда начинается обучение детей чтению и письму.
Задача усвоения детьми правильного произношения может быть решена легко, если дети растут среди людей с орфоэпическим произношением (в этом случае у них с первых же дней жизни бывает правильно поставлена артикуляционная база), и трудно (точнее — никак невозможно), если они слышат из уст взрослых диалектное или просторечное произношение слова.
В науке о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения и, следовательно, о просодемах, об участии в их модулировании артикуляционных органов.
Некоторые просодемы довольно легко описать. Например, темп речи зависит от того, быстро или медленно мы проговариваем ударные слоги в словах, входящих в данное предложение (безударные слоги русские всегда проговаривают очень быстро, независимо от темпа всей речи). Сравните: С(а-а)нки б(ы-ы)стро мч(а-а)тся. — С(а)нки б(ы)стро мч(а)тся. Речь детей, страдающих скороговоркой, легко нормализуется, если их научат протягивать ударные слоги в словах.
Можно также показать просодему — различие высоты тона звука. Для этого нужно просто сопоставить интонации двух однословных предложений — повествовательного и вопросительного: «Да?» — «Да»; «Нет?» — «Нет»; «Он?» — «Он». В вопросительном предложении гласный ударного слога звучит на более высокой ноте, чем тот же гласный в повествовательном предложении.
Просодему силы голоса можно представить как «громко», «тише», «тихо».
Но вот просодема тембра голоса (тембр в значении «эмоциональная выразительность» — выражение голосом радости, горя, досады, гнева, ликования и т. д.) никак не поддается описанию, воспитатель может ее только произнести и предложить детям имитировать свое произношение. Например, можно провести дидактическую игру, в которой требуется произносить одно и то же слово (предложение) — «Самолет!» (или «Летит!»)-в меняющейся ситуации: 1) с чувством страха: летит вражеский самолет; 2) с чувством радости: летит самолет, на котором детям везут подарки.
Опыт свидетельствует, что дети без усилий усваивают все просодемы, особенно легко им даются модуляции тембра голоса (вспомним, что они еще в младенческом возрасте различают в интонациях голоса взрослого ласку, угрозу, намерение успокоить и т. д.), многие дети перенимают просодемы почти без обучения. Может быть, поэтому и не ставился вопрос о методических средствах обучения дошкольников элементам интонации. Но обучающие (родители, воспитатели, даже учителя в школе), сами отлично владея интонациями родного языка (ведь речь без интонации не существует!), не замечают их (как не замечают наличия в воздухе кислорода, и только нехватка его напоминает, как он нужен). Если же ребенок не усваивает некоторых просодем «самостоятельно» (таких детей меньшинство, но все же они есть), взрослые обычно не скоро обращают внимание на этот дефект речи, не помогают ребенку, и он поступает с этим дефектом в школу, где устранить интонационный дефект бывает еще труднее, чем дефект в артикуляции звуков речи.
Перечисленные и некоторые другие элементы интонации (просодемы) дети, естественно, учатся вычленять из цельной интонации предложения и выполняют их также не изолированно, а в предложении. Само предложение (законченность мысли) дети учатся понимать по интонации. Они усваивают две интонации законченности: повествовательную («Жил старик со старухой у самого синего моря», «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали») и вопросительную («Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете ты царевны молодой?»).
На фоне законченных интонаций детям показывают логическое ударение (актуальное чтение предложения) и тренируют их в выполнении незаконченных интонаций — смысловых отрезков распространенного предложения. Как известно (из работ А. Н. Гвоздева), таких интонаций шесть: 1) интонация перечисления («И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблоко летит», «Обнимает он царицу, и сынка, и молодицу, и садятся все за стол»), чтобы выполнить эту интонацию, надо уметь ставить логическое ударение; 2) интонация противопоставления («В третий раз закинул он невод, — пришел невод с одной рыбкой, с непростою рыбкой — золотою»); 3) интонация звательности («Чего тебе надобно, старче?»; «Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»); 4) интонация предупреждения, или интонация двоеточия («Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом!»; «Удивился старик, испугался: он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал, чтоб рыба говорила»; «…Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу!»; «Только видит: вьется вьюга, снег ложится на поля, вся белёшенька земля»); 5) интонация вводности («Вот пошел он к синему морю (помутилось синее море), стал он кликать золотую рыбку…»); 6) интонация обособления («Но царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась — и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого»).
Все описанные звуковые фонетические и фонологические средства русского языка используются в связной речи одновременно. От того, как ребенок произнесет звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией или вяло, невнятно), какие из возможных просодем выберет (тихо — громко, быстро — медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные), будет зависеть стиль его связной речи, ее эмоциональная окраска.
 Л. В. Щерба обратил внимание на существование в русской литературной речи двух основных произносительных стилей.
Полный стиль (или книжный), обязательный для речи публичной — при чтении лекции, выступлении на собрании, в работе диктора радио и телевидения, а также для речи ученика, отвечающего урок, и для всякого человека, который хочет, чтобы его хорошо поняли, который старается облегчить слушающему понимание его.
Для речи полного стиля характерна четкая дикция (каждый звук в слове энергично и старательно артикулируется), средний темп, сила голоса соразмеряется с величиной помещения, тембром голоса, в речи выражается собственное достоинство, т. е. вежливость и уважение к тем, кто слушает.
Неполный стиль (или разговорный) используется в бытовом общении. Тут допустимы и несколько вялые артикуляции звуков в словах, и скороговорка или, наоборот, замедленное произнесение фраз, и шепот; тембральная (эмоциональная) окраска разговорной речи — самая разнообразная: вся гамма чувств отражается в звучании разговорной речи. Каждый человек, владеющий достаточно культурной речью, может без специальной подготовки использовать всегда уместно оба стиля речи, сообразуясь с ситуацией. Специально подготовленная речь называется ораторским искусством (в публицистических выступлениях) или художественным чтением (в актерских работах).


Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

ООО “ЛЮДМИЛА” - логопедический центр     Ждем Ваших звонков:   (495) 727-34-07 Created by SEOLAN