Гордость центра: 

 Почётные логопеды!

Разное:

Отзывы!

Чёрный список!

Юмор

Словарь 

Законы

Игры!

 

Логопедам центра:

Частые вопросы

Соблюдаем условия

Соблюдаем договор

Соблюдаем оплату

 Скидки за выслугу лет

Прислушиваемся советам

Ответственность

Сравнение

 Возьмите меня с собой!Добавьте сайт в избранное!

Я еще пригожусь!

Ждем Ваших звонков по телефону:

Пожалуйста поделитесь с друзьями!

Советы логопеда

Главная» Полезные советы» § 5. Родной язык как фактор нравственного и эстетического воспитания
 

§ 5. Родной язык как фактор нравственного и эстетического воспитания

Когда для ребенка становится доступным усвоение языка в его регулирующей функции, это значит, что родной язык стал орудием нравственного воспитания ребенка. С этого времени взрослые должны быть особенно внимательны к своим словам, к своему поведению.
Как указано в предыдущем параграфе, первые регулирующие поведение слова, которые должен усвоить ребенок, это слова нельзя, можно, надо, с их помощью он усваивает и понятия «хорошо», «плохо».
Слово можно разрешает хорошие, добрые поступки на пользу людям, животным, растениям. С помощью слова надо тренируется воля, воспитывается действенное отношение ребенка к своему долгу: надо сделать то, что делать совсем не хочется, надо подкармливать птиц зимою, надо заботиться о растениях, надо помогать бабушке в домашней работе, надо защитить слабого от несправедливости.
Осваивая родной язык, ребенок воспринимает и свойственные ему синтаксические конструкции, в какой-то мере программирующие его поведение. Так, поняв изменение глаголов по лицам, ребенок усвоит форму вежливости (например, в обращении к воспитательнице: «Что вы почитаете нам?», «Не можете ли вы почитать нам?> (вместо капризного «Ну, читай!»).
Когда ребенок поймет такие слова родного языка, как доброта, доброжелательность, отзывчивость, заботливость, правдивость, трудолюбие, честность, скромность, верность, они должны будут стать программой формирования его нравственных принципов. Ребенок впитает в себя их содержание, т. е. научится поступать в соответствии с правилами, составляющими смысл этих слов, он сможет противопоставить им смысл слов-антонимов: бессердечие, завистливость, черствость, невнимательность, лживость, лень, бесчестность, хвастливость, неверность.
Конечно, на ранних возрастных ступенях малыш не будет произносить этих слов, он будет сначала слушать потешки, сказки, рассказы, стихи, в которых герои своим поведением показывают примеры честности, верности, трудолюбия, служения долгу; ребенок захочет следовать хорошим поступкам и осмысленно усвоит слова, обозначающие соответствующие нравственные понятия.
Родной язык дает ребенку и первые уроки эстетики.
 — Мой цветочек! Мое солнышко! — говорит мама, лаская сынишку или дочку. — Ласточка моя! Рыбка моя золотая! — Сначала ребенок понимает только интонацию. (Очевидно, способность понимать интонацию — врожденная способность, этому учить не нужно.) Позже он начинает понимать, с чем его сравнивают, и это сравнение вызывает в нем радостное чувство своей причастности к чему-то хорошему, красивому.
Ребенку поют песенки, тешат его потешками, прибаутками, читают ему стихи, рассказывают сказки, и в нем рождается чувство приобщения к прекрасному, красота и счастье становятся для него синонимами. И все это дает родной язык!


 Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

 

ООО “ЛЮДМИЛА” - логопедический центр     Ждем Ваших звонков:   (495) 727-34-07 Created by SEOLAN