Рассказ воспитателя о телефоне
Цель: добиться усвоения детьми следующих сведений: телефон нужен людям, чтобы передавать важные известия; поздравлять с праздником, с днем рождения; вызывать врача к больному, пожарную машину (01) и пр.; по телефону следует разговаривать приветливо, вежливо. Ознакомить детей с новыми словами и выражениями: телефон, трубка, диск с цифрами; вас слушают; если можно, позовите (попросите) к телефону, пожалуйста и т. п.
Предварительная работа. Перед занятием воспитатель с группой детей звонит по телефону, чтобы поздравить знакомого детям человека с днем рождения, юбилеем, наступающим праздником; узнать, не идет ли в кинотеатре любимый детьми мультипликационный фильм и т. д. Это поможет ребятам на занятии найти ответ на вопрос, зачем людям нужен телефон.
Ход занятия.
На столе педагога игрушечный телефон со звонком. Такие же телефоны (по одному) на столах, за которыми сидят дети. Воспитатель показывает свой телефон, предлагает рассмотреть его. Дети называют части, из которых он состоит: трубку, круг с цифрами.
«Это диск,- показывает и называет воспитатель.- Диск вращается. (Предлагает подумать и сказать, зачем людям телефон. Выслушивает и обобщает ответы.)
Разговаривать и отвечать по телефону,- продолжает занятие педагог,- нужно вежливо, приветливо. Сейчас я проверю, умеете ли вы это делать. Раздается звонок (нажимает кнопку своего телефона) в квартире (называет имя ребенка)…»
Как правило, ребенок снимает трубку с телефона, стоящего на его столе, и молчит.
«Что же ты молчишь?- удивляется педагог.- Ведь это тебе звонят…» «Алло»,- отвечает ребенок.
Воспитатель хвалит его, поясняет остальным, что он правильно ответил на звонок, говорит: «Можно сказать: «Алло», но лучше сказать: «Вас слушают». Давайте попробуем отвечать на звонки именно так: «Вас слушают».- Звонит кому-нибудь из детей, добиваясь нужного ответа, затем еще 3-4 детям.
Далее телефонный диалог воспитателя и детей усложняется следующим образом.
Звонок ребенку (воспитатель называет имя). «Вас слушают»,- отвечает ребенок. «Добрый день»,- говорит воспитатель. «Добрый день»,- отвечает ребенок. «Если можно, попросите, пожалуйста, к телефону Олю»,- продолжает воспитатель. «Я вас слушаю»,- отвечает Оля.
Этот диалог педагог отрабатывает еще с 3-4 детьми, затем он звонит одному ребенку, а к телефону просит позвать другого, сидящего за этим же столом. Добрый день. Добрый день. Если можно, попросите, пожалуйста, к телефону Алену. Пожалуйста. Алена, тебя к телефону. Спасибо. Я вас слушаю…
Воспитатель звонит еще 3-4 детям.
Примечание. После занятия телефоны остаются в группе и дети, увлеченные игрой, отрабатывают перечисленные речевые образцы. Педагог, периодически вступая в игру, просит к телефону кого-либо из детей, и то, что хотел сказать или поручить ребенку в действительности, передает по телефону.
В.В.Гербова, «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада», М., 1983.
|