§ 1. Обучение пересказыванию
Текстами для пересказывания могут быть: 1) сообщения бытового характера, которые воспитатель передает детям в процессе свободного каждодневного общения с ними и которые дети пересказывают друг другу или взрослым членам своей семьи;
2) произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на специальных занятиях по обучению монологической речи.
Обучение монологу в свободном речевом общении. Пересказывание сообщений воспитателя
Темами сообщений воспитателя могут быть самые различные события, случаи, происшедшие с ним или же могущие произойти по дороге на работу, в магазине, дома, на прогулке в лесу, в парке и т. д.; это могут быть всевозможные описания животных, цветов, какого-то дома, дерева, леса в общем, всего, что окружает человека. Естественно, что рассказы эти будут иметь форму монолога-повествования, монолога-описания. Сообщения же, предназначенные для детей старшего дошкольного возраста, должны уже быть монологом-рассуждением.
Однако нужно помнить, что сообщения воспитателя различаются по своим дидактическим задачам:
1) это может быть рассказ чисто познавательного свойства, предназначенный для того, чтобы привлечь внимание детей к какому-то явлению и одновременно обогатить их лексику, дать им новые грамматические и синтаксические формы;
2) сообщение специальный дидактический материал для обучения детей пересказу, т. е. образец монологической речи, предназначенный для развития у детей именно умения пользоваться последней, активизации их лексики и грамматических навыков.
В свои монологи этого типа воспитатель может включать поэтому только знакомую детям лексику и грамматические формы, т. е. может говорить с детьми только о вещах и явлениях, им знакомых. Так нужно поступать до тех пор, пока дети не освоят трудную для них форму речи-монолога. Педагог должен уметь передавать детям эти свои словесные зарисовки действительности, случаи из жизни. Сообщенные доверительным тоном, каким говорят с друзьями, или, наоборот, весело, с юмором, эти зарисовки производят на детей сильное впечатление, и они охотно пересказывают их другим, тем самым развивая свою речь.
Воспитатель просит родителей выслушать своих детей по дороге из детского сада или дома, выказав интерес к содержанию рассказа. Тем самым будет обеспечена тренировка в пересказе всем детям.
Обучение монологической речи на занятиях. Пересказывание текстов художественных произведений
Помощь детям в пересказывании художественных произведений осуществляется словесными приемами, главным образом всевозможными вопросами.
Различают следующие типы вопросов, помогающих пересказу монологического текста:
1) вопрос, направляющий совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы),
2) подсказывающий вопрос,
3) наводящий вопрос,
4) прямой вопрос,
5) цепь прямых вопросов (план),
6) вопросы поисковые,
7) вопросы-указания.
Пересказыванию, безусловно, должно предшествовать чтение детям данного текста. На занятиях с детьми второго года жизни воспитатель пользуется вопросами, направляющими совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы, произнесенной самим воспитателем). Например:
Воспитатель. Петушок, петушок, золотой… Что? Что у него золотое?
Ребенок. … гребешок.
Воспитатель. …золотой гребешок, маслена…Что? Что у него маслена?
Ребенок. … головушка.
Воспитатель. Маслена головушка, шелкова…Что? Что у него шелкова?
Ребенок. … бородушка.
Воспитатель. …шелкова бородушка. Что ты рано…Что делаешь?
Ребенок. …встаешь.
Воспитатель. Что ты рано встаешь? Голосисто… Что делаешь?
Ребенок. …поешь!
Воспитатель. Голосисто поешь, деткам спать не даешь!
Воспитателю часто приходится самому отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы ребенок повторил этот ответ. От речевого развития ребенка зависит, сколько раз надо прочесть ему художественное произведение, например приведенную выше потешку, чтобы он смог договаривать концы фраз, произносимых воспитателем. Первую потешку ему надо услышать, может быть, пять или десять раз, прежде чем он начнет узнавать ее, запомнит в ней отдельные слова. Но вторую потешку или маленький стишок, предназначенный для его возраста, он усвоит гораздо быстрее первого, если, конечно, с ребенком целенаправленно занимаются.
Помогая пересказывать детям третьего года жизни, воспитатель пользуется подсказывающими вопросами. После неоднократного чтения малышам, например, стихотворения В. А. Жуковского «Котик и козлик» воспитатель предлагает им пересказать его. Вот как он работает:
Воспитатель. Там котик усатый по садику бродит… Кто бродит по садику? Котик усатый по садику бродит?
Ребенок. Котик усатый по садику бродит.
Воспитатель. А козлик рогатый за котиком ходит… Кто ходит за котиком? Козлик рогатый за котиком ходит?
Ребенок. Козлик рогатый за котиком ходит.
Воспитатель. И лапочкой котик помадит свой ротик. Как котик помадит свой ротик? Лапочкой котик помадит свой ротик?
Ребенок. Лапочкой котик помадит свой ротик.
Воспитатель. А козлик седою трясет бородою. А что делает козлик? Козлик седою трясет бородою?
Ребенок. А козлик седою трясет бородою.
Так же пересказывается прозаическое произведение, например сказка «Курочка ряба».
Воспитатель. Жили-были дед да баба. Кто жили-были? Жили-были дед да баба?
Ребенок. Жили-были дед да баба.
Воспитатель. Была у них курочка ряба. Кто у них был? Была у них курочка ряба?
Ребенок. Была у них курочка ряба.
Воспитатель. Снесла курочка яичко… Что снесла курочка? Снесла курочка яичко?
Ребенок. Снесла курочка яичко.
Воспитатель. Не простое яичко золотое. Какое яичко было? Не простое яичко, а золотое?
Ребенок. Не простое яичко, а золотое.
Воспитатель. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Кто бил яичко? Дед бил-бил не разбил? А баба?
Ребенок. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила.
Воспитатель. Кто же разбил яичко? Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Так кто же разбил яичко? Мышка? Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось?
Ребенок. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Воспитатель. Дед плачет, баба плачет.
Ребенок. Дед плачет, баба плачет.
Воспитатель. А курочка? А курочка кудахчет: Кудах-тах-тах! Как курочка кудахчет?
Ребенок. Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах!
Воспитатель. Что же она говорит? Как она утешает деда и бабу? «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое простое?»
Ребенок. Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не золотое, а простое. (Воспитатель помогает ребенку сказать такую длинную фразу.)
Если пересказывается большое по размеру художественное произведение (сказка, рассказ), дети могут пересказать на одном занятии только часть его, а другую часть следует перенести на другое занятие.
Пересказ по подсказывающим вопросам называют еще отраженным пересказом. Цель этого приема добиться от детей повторения не отдельных слов, а целых фраз художественного произведения, помочь непроизвольному запоминанию текста. Детям четвертого года жизни при пересказе воспитатель помогает прямыми вопросами, облегчая пересказ наводящими, а иногда и подсказывающими вопросами.
Если пересказывается стихотворный текст, нужно, чтобы дети уже знали из него наизусть отдельные, наиболее часто употребляемые, легко запоминающиеся строчки. Тогда на вопросы воспитателя они могут отвечать цитатами из стихотворения, но надо это с ними заранее обговорить.
При пересказе прозы также желательно, чтобы ответы детей были возможно ближе к художественному тексту. Поэтому прямые вопросы воспитателя должны помогать детям как можно полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста. Если дети забыли текст, воспитатель им подсказывает.
Например, пересказывается сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».
Воспитатель. Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?
Ребенок. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
Воспитатель. Сколько комнат было в медвежьем домике и какие?
Ребенок. В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. (Если ребенок недосказал последнюю часть предложения, воспитатель задаст подсказывающий вопрос.)
Воспитатель. В какую комнату вошла девочка сначала и что она там увидела?
Ребенок. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой.
Воспитатель. Чьи это были чашки? Как различались они по величине?
Ребенок. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивано-вичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина, третья, синенькая чашечка была Мишуткина.
Воспитатель. Что хотели делать медведи, когда вернулись домой голодные?
Ребенок. Медведи пришли домой голодные и захотели обедать.
Воспитатель. И как же они повели себя, когда увидели, что кто-то трогал их еду?
Ребенок с хорошо развитой речью может полностью воспроизвести текст, отвечающий на этот вопрос: «Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: «Кто хлебал в моей чашке!» Настасья Петровна посмотрела…» Но в большинстве случаев дети четвертого года жизни не смогут ответить на данный вопрос полностью. Воспитатель должен помочь им наводящими вопросами: Сначала скажи, каким голосом заревел большой медведь, Михаила Иванович, когда увидел, что кто-то хлебал из его чашки. Что он проревел? Теперь скажи, как зарычала медведица Настасья Петровна. Что она прорычала? А теперь скажи, каким голосом запищал медвежонок Мишутка, увидев свою пустую чашечку. Что он пропищал?
Дальнейшее содержание сказки дети излагают так же, с помощью прямых и наводящих вопросов.
При пересказе произведений повествовательного и описательного типа дети четвертого года жизни получают от воспитателя помощь словесными приемами (вопросами). Но в «Программе воспитания в детском саду» для этого возраста рекомендуются уже и произведения, для осмысления которых нужно уметь рассуждать. Ознакомление с ними, а впоследствии пересказ их является подготовкой к самостоятельным рассуждениям. Обучение пересказу таких произведений должно опираться на реальные образы: словесные приемы должны сопровождаться дидактической игрой или показом реальных предметов. Так, например, пересказывается рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Чтобы правильно составить свой пересказ-рассуждение, дети должны ответить на вопрос: «Почему Машина башня из кубиков развалилась, когда Миша вынул нижний кубик?»
Воспитатель подводит детей к ответу на вопрос, используя наглядность: Давайте сами построим башню! Митя, положи первый кубик в основание башни. (Мальчик выполняет задание.) Так, хорошо, Митя, этот кубик ,пе упадет, потому что у него есть прочная опора он опирается на стол. А если я свой кубик положу на самый край стола (кладет другой кубик на край стола) так, чтобы у него не было такой опоры? Что произойдет? (Подвигает кубик, и он падает на пол.) Почему упал мой кубик? Почему Митин кубик не падает?
Ребенок. Вы подвинули… он не подвинул…
Воспитатель. Правильно. Митин кубик стоит на прочной опоре, поэтому он не падает. А мой кубик, когда я его подвинула, потерял опору, поэтому упал. Алик, объясни, пожалуйста, почему упал мой кубик?
Алик. Ваш кубик потерял опору, поэтому упал.
Воспитатель. Отлично. Давайте дальше строить нашу башню. Нина, как ты будешь дальше строить башню?
Нина. Я положу свой кубик на Митин кубик. (Кладет.)
Воспитатель. Так, Митин кубик будет опорой для твоего кубика. Лена, теперь ты строй нашу башню. Что ты сделаешь?
Лена. Я положу свой кубик на Нинин.
Воспитатель. Значит, твой, Леночка, кубик опирается на кубик Нины. Еще 1-2 малыша кладут свои кубики в башню; воспитатель настойчиво повторяет слова опора, опирается.
Воспитатель. Что же случится, если, например, Вова вынет из башни Митин кубик?
Дети. Башня рухнет.
Воспитатель. Почему?
Дети пробуют объяснять (т. е. рассуждать), воспитатель им помогает. Конечный результат рассуждения должен быть таким: «Башня рухнула, потому что все кубики потеряли опору». Воспитатель просит кого-либо из плохо говорящих детей повторить это рассуждение, чтобы все хорошо поняли и запомнили.
После этого рассказ читается еще раз, и теперь уже в ответ на свой вопрос воспитатель слышит рассуждение: «Машина башня из кубиков развалилась, потому что Миша вынул нижний кубик, и тогда все кубики потеряли опору. Без опоры кубики не могут удержаться в башне и падают». При этом сначала отвечает ребенок с хорошо развитой речью и повторяет тот, кто хуже усваивает новый материал.
Детям пятого года жизни воспитатель помогает пересказывать тоже прямыми вопросами, но предлагает одновременно серию (цепь) вопросов, развивающих тему, т. е. составляет простой план пересказа.
Сначала план может состоять всего из 2-3 вопросов. В дальнейшем, по мере того как дети усвоят необходимость излагать события во временной последовательности (повествовательные тексты), научатся пересказывать описательные тексты, план изложения должен усложняться.
«Программа воспитания в детском саду» предлагает для детей пятого года жизни художественные произведения довольно больших размеров. Первый раз педагог читает текст целиком, чтобы дети восприняли суть произведения, получили эстетическое удовольствие. Пересказывать его можно и по частям: воспитатель прочитывает небольшую законченную часть произведения, затем ставит серию вопросов, исчерпывающих ее содержание, и дети пересказывают данный отрывок. При этом воспитатель следит не только за тем, чтобы дети правильно произносили слова и правильно составляли предложения, но и выразительно передавали разговор действующих лиц.
Например, сказку К. Д. Ушинского «Умей обождать» можно разделить для пересказа на такие части: I. Жили-были себе брат и сестра петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох, кричит петушок, беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник и прошло.
Вопросы 1. Какую ягоду стал клевать петушок в саду? Чего он не дождался? (Не дождался, пока ягода созреет.) 2. А курочка предупреждала братца, что надо подождать; пока смородина поспеет? 3. Что заболело у петушка от зеленой смородины? 4. Как вылечила курочка петушка? II. Выздоровел петушок и пошел в поле; бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит: «Не пей, Петя, обожди, пока простынешь».
Не послушался петушок, напился холодной воды и тут же стала бить его лихорадка. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели. Воспитатель должен объяснить выражение «стала бить лихорадка» «его знобило, потому что поднялась температура».
Вопросы 1. Почему разгорелся и вспотел петушок, зачем он побежал к ручью? Чего он не дождался? 2. А курочка его предупреждала, что нельзя пить холодную воду, разгоревшись? 3. Кто лечил петушка от простуды? Долго ли он проболел? III. Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть, теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестры: покатился по льду, лед проломился и петушок бултых в воду! Только петушка и видели.
Вопросы 1. Какой был лед на речке? Чего не дождался петушок? 2. А курочка предупреждала братца, что нельзя по тонкому льду кататься на коньках? 3. Почему погиб петушок?
Детей пятого года жизни начинают постепенно приучать к вопросам поисковым, т. е. вопросам, помогающим рассуждать. Обычно эти вопросы включают вопросительные слова: почему? зачем? для чего? как? каким образом? вопреки чему?
Пересказав содержание сказки «Умей обождать», дети смогут ответить на такого рода вопросы, подчеркивающие назидательный характер произведения: 1. Как относилась курочка к брату? 2. Правильные ли советы давала курочка? 3. Почему петушок не хотел обождать, пока смородина созреет?, пока он остынет, чтоб холодную воду пить без вреда?, пока лед на речке окрепнет, чтобы безопасно было кататься по нему? 4. Жалко вам петушка? 5. Нравится ли вам умница курочка?
Вопросы этого типа нельзя предлагать сериями: дети пятого года жизни могут отвечать только на каждый вопрос в отдельности, по порядку.
Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.
|