Гордость центра: 

 Почётные логопеды!

Разное:

Отзывы!

Чёрный список!

Юмор

Словарь 

Законы

Игры!

 

Логопедам центра:

Частые вопросы

Соблюдаем условия

Соблюдаем договор

Соблюдаем оплату

 Скидки за выслугу лет

Прислушиваемся советам

Ответственность

Сравнение

 Возьмите меня с собой!Добавьте сайт в избранное!

Я еще пригожусь!

Ждем Ваших звонков по телефону:

Пожалуйста поделитесь с друзьями!

Советы логопеда

Главная » Полезные советы» Методика развития речи» Занятие в старшей группе на упражнение в подборе слов для характеристики предмета
 

Занятие в старшей группе на упражнение в подборе слов для характеристики предмета

Программное содержание. Закрепление знаний о слове: слова разные, они звучат, произносятся друг за другом. Учить детей вслушиваться в слова, сходные по звучанию. Упражнять в самостоятельном подборе слов и четком произнесении звуков в них. Подбор разных слов к предмету (существительных — названий игрушек, прилагательных к слову мишка).


Ход занятия

Педагог показывает детям двух играющих мишек.
 — Посмотрите на эти две игрушки. Что можно про них сказать?
 — Это мишки.
 — Верно, это мишки. Только этот мишка какой?
 — Большой.
 — А этот?
 — Маленький.
 — А как можно назвать этого маленького мишку по-другому? Ведь они разные, а мы и одного и другого называем одним словом мишка. (Педагог жестом показывает на мишек, подчеркивая разницу в величине.)
 — Какое другое слово можно подобрать для этого мишки? (Показывает на меньшего.) Каким словом можно его назвать, чтобы показать, что он маленький?
 — Мишенька,- предлагает Саша.
 — Правильно, мишенька. Какое ласковое слово предложил Саша, и звучит оно приятно: «Мишенька»! Молодец, Саша. А как по-другому можно сказать?
 — Мишутка,- говорит Таня.
 — Удачное слово: мишутка!
 — Медвежонок,- добавляет Толя.
 — Очень хорошо! Теперь-то понятно, о каком мишке мы говорим. Если скажем слова мишенька, мишутка или медвежонок, значит, мы говорим об этом маленьком мишке, а большой будет просто мишка.
Педагог убирает маленького медвежонка в сторону, а большого сажает на край стола.
 — Посмотрите, дети, на мишку и подумайте, как можно сказать про него, какой он. Я вспомнила такое слово: любимый; мишка любимый. Теперь предлагайте ваши слова: мишка какой?
 — Плюшевый, хороший, неуклюжий, косолапый, лохматый, коричневый, большой, красивый.
 — Вот сколько разных, интересных слов вы подобрали к слову мишка!
 — А это что за зверек? (Показывает игрушку-мышку) Правильно, это мышка, маленький зверек, живет под полом. Мишка и мышка. Это разные животные, и называю я их тоже по-разному, вслушайтесь в эти слова: мишка — мышка.
 — М-иии-шка. М-ыы-шка. (При произнесении этих слов интонационно подчеркивается разница в звучании ы и и.)
 — Вот какие интересные по звучанию слова нам встретились, произнесем все вместе, еще раз. Очень хорошо!
 — А вот еще два слова, они похожи друг на друга и не похожи, послушайте: кит-кот, к-ии-т, к-оо-т. Произнесите их так же. (Слова произносятся детьми 2-3 раза.)
 — А вот как по-разному и в то же время похоже звучат еще два слова — мак и рак: ммм-ак, рррр-ак. Произнесите эти слова.
(При назывании слов кит — кот усиливается произнесение гласных звуков, при произнесении слов мак — рак внимание детей акцентируется на первых согласных звуках.)
 — Я назову, дети, одно слово, а вы подберите к нему другое, похожее по звучанию,- говорит педагог,- резина.
 — Корзина,- говорит кто-либо из детей.
Педагог. Шина.
Ребенок. Машина. И т. д.
Особо поощряются самостоятельные поиски детей в нахождении уже двух созвучных слов.
Далее детям предлагается игра «Отгадай, из какой песни слова?». Один ребенок выходит из комнаты. Педагог договаривается с остальными детьми, из какой песни они назовут слова и в какой последовательности будут предлагать их водящему. Кто-то из детей называет слова из песни «Солнечный круг»: «Пусть всегда будет солнце». Дети делятся на четыре отряда, каждый отряд произносит лишь одно слово, но не в том порядке, как в песне. Водящий определяет название песни и произносит слова в нужном порядке. Кто-нибудь из детей у доски графически изображает последовательность произнесения слов в песне, а остальные — у себя на столах при помощи счетных палочек.

Источник: А. М. Бородич, «Методика развития речи детей», М., 1981 г.

ООО “ЛЮДМИЛА” - логопедический центр     Ждем Ваших звонков:   (495) 727-34-07 Created by SEOLAN