Гордость центра: 

 Почётные логопеды!

Разное:

Отзывы!

Чёрный список!

Юмор

Словарь 

Законы

Игры!

 

Логопедам центра:

Частые вопросы

Соблюдаем условия

Соблюдаем договор

Соблюдаем оплату

 Скидки за выслугу лет

Прислушиваемся советам

Ответственность

Сравнение

 Возьмите меня с собой!Добавьте сайт в избранное!

Я еще пригожусь!

Ждем Ваших звонков по телефону:

Пожалуйста поделитесь с друзьями!

Советы логопеда

Главная » Полезные советы» Методика развития речи» Основные направления советской методики обучения грамоте
 

Основные направления советской методики обучения грамоте

Первое десятилетие советской школы было отмечено интенсивными поисками новых путей в обучении грамоте. Так появляется особая разновидность звукового метода, предложенная И. Н. Шапошниковым,- метод «живых звуков». Первоначально дети должны были научиться слушать и различать звуки в живой речи, в произносимом слове. Заменяя тот или иной звук в каком-либо слове, ученики получали новые слова. Обучение велось без букваря, точнее, дети сами «создавали» свой букварь: печатными буквами записывали отдельные слова, простые предложения, небольшие тексты и читали их.
Широко был распространен так называемый метод целых слов, или, как его иногда называли, «словозрительный метод». Обучаясь, читать этим методом, дети должны были запомнить довольно значительное количество отдельных слов. Слово воспринималось сразу, целым образом, по общему его начертанию. Оно не подвергалось звуковому и слоговому анализам, не разбирался и его буквенный состав.
При обучении этим методом хотя и достигался некоторый рост скорости чтения, однако дети часто читали слова по догадке, а при письме пропускали буквы, переставляли их, искажали слова, так как не умели производить звуковой анализ живой речи. Это заставило советских методистов вновь обратиться к звуковому аналитико-синтетическому методу; были выявлены новые его возможности. В 1936 г. появляются буквари А. В. Янковской и М. М. Головина, составленные на основе звукового аналитико-синтетического метода, а в 1945 г.- буквари С. П. Редозубова и А. И. Воскресенской.
В 1953 г. коллективом сотрудников АПН РСФСР создан букварь, который в последующих изданиях перерабатывался. По этому букварю обучаются грамоте в школе в настоящее время.
Одновременно создавались пособия для обучения грамоте дошкольников. В 1959 г. вышло первое издание «Азбуки» для обучения детей в семье А. И. Воскресенской, С. П. Редозубова, А. В. Янковской, выдержавшее десять изданий. В 1972 г. вышло несколько переработанное одиннадцатое издание «Азбуки». Срок обучения по этим пособиям доведен до 7-8 месяцев.
В настоящее время продолжается работа по совершенствованию звукового аналитико-синтетического метода. Принципиальные основы этого метода в общем остаются те же. Порядок изучения звуков и слогов дается в соответствии с научной фонетикой и в последовательности, обусловленной степенью их трудности. Система обучения по этому методу опирается на развитие мышления и речи детей.
Всю работу по обучению письму и чтению пронизывают два процесса: звуковой анализ, т. е. разложение слов на слоги и звуки, и синтез, т. е. соединение звуков в слоги, слогов в слова, составление слов из букв разрезной азбуки. Ребенок должен усвоить звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
Чтение и письмо идут паралелльно и одновременно; при обучении письму используются те же приемы анализа и синтеза, что и при обучении чтению.
Приведем примерное построение урока чтения в букварный период, где ясно видно сочетание анализа и синтеза.
Анализ
 1. Выделение из речи предложения.
 2. Деление предложения на слова и выделение «исходного» слова.
 3. Деление слова («исходного») с изучаемым звуком на слоги.
 4. Выделение и изучение нового звука.
 5. Знакомство с печатной буквой.
Синтез
 6. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки.
 7. Чтение составленных слов.
 8. Чтение новых слов по букварю.
 9. Чтение предложений по букварю.
Конечно, анализ и синтез здесь не выступают в чистом виде. В каждом приеме, который относится к анализу, присутствует элемент синтеза и наоборот. Поэтому деление это довольно условно. Однако в каждом случае анализ или синтез преобладает. В конце 50-х годов Д. Б. Элькониным был создан новый вариант звукового метода обучения грамоте и написан соответствующий экспериментальный букварь. Метод Д. В. Эльконина основывается на теории поэтапного формирования умственных действий.
Согласно этой теории умственное действие формируется, проходя последовательно ряд этапов: 1) предварительное уяснение поставленного задания, 2) освоение действия с предметом (предметный план), 3) освоение действия в плане громкой речи, 4) перенос действия в умственный план и 5) становление и автоматизация действия.
Считая, что «чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения», а звуковые формы слова — «это определенная организация звуков в их временной последовательности». Д. Б. Эльконин наметил систему специальных занятий, которые обеспечивали бы детям возможность производить практические предметно-материальные действия звукового анализа слов и одновременно позволяли установить, основные отношения, характеризующие звуковую форму слова.
Практически это осуществляется так. На начальном этапе обучения детям даются картинки с изображением каких-либо предметов, названия которых нужно проанализировать. Причем анализ этот должен производиться без участия букв, так как они могут направить действия ребенка не на выяснение строения слова, а на «символизацию звуков буквами».
Под каждой картинкой помещается графическая схема состава слова — название, которое должно быть проанализировано. Эта схема состоит из клеток по числу звуков.
Одновременно дети получают несколько картонных квадратиков синего, зеленого и красного цвета.
Анализ слова производится следующим образом. Ученик произносит вслух слово — название изображенного на картинке предмета; затем последовательно называет звуки, входящие в состав слова, определяя при этом, какой из звуков гласный, а какой — согласный. Соответственно заполняются квадратиками клеточки схемы: красными обозначаются гласные, синими — согласные.
Практически это осуществляется так. Например, детям дается картинка с изображением мака. Дети произносят название предмета — «мак». Затем анализируют: «М-м-м-а-к», — они тянут первый звук, стремясь установить, какой он — гласный или согласный. Определив качество звука, накрывают первую клетку схемы слова, помещенной под картинкой, синим квадратиком. «М-а-а-а-к»,- продолжают далее ученики устанавливать качество второго звука. Сделав это, они закрывают вторую клетку красным квадратиком. «Мак-к-к»,- завершают анализ дети и покрывают последнюю клеточку синим квадратиком. Все это служит подготовкой к новой ступени в обучении детей грамоте.
Следующая ступень состоит в знакомстве с гласными буквами. Дети анализируют звуковую форму слова, «овеществляя» свой анализ квадратиками, только вместо красных квадратиков на этот раз подставляются гласные буквы — сначала а, потом я и т. д. Новая ступень — знакомство с согласными буквами — осуществляется последовательной заменой синих и зеленых квадратиков нужными буквами. Еще одна ступень — «словоизменение» — состоит в том, что дети с помощью индивидуальных небольших абаков (планки с тремя-четырьмя окошечками и движущимися лентами в каждом из них) отрабатывают механизм ориентации на гласную и овладевают слоговым чтением.
В первом и третьем окошках — ленты с изученными согласными буквами, во втором и четвертом — с гласными буквами. Например, в первом окошке фиксируется буква м, в третьем — к. Во втором окошке абака протягивается лента (картонная полоска), дети в зависимости от появляющейся в окошке буквы называют слова. «Мак,- говорят они,- это цветок». «Мяк — такого слова нет»,- произносят они, увидев в окоаке букву я. «Мок — это слово; мок под дождем».
Параллельно со всеми этими видами работ ученики выполняют упражнения в чтении слов, предложений, а затем и текстов.
В 1971 г. был издан экспериментальный букварь В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько.
Букварь основывается на следующих положениях:
1) на принципе частотности употребления звуков, слогов и слов в русском языке, который открывает реальные возможности к постраничному увеличению в букваре объема текстов, расширению и разнообразию лексики, включению полноценных литературных текстов.
Данные современной лингвистики показывают, что наиболее целесообразным для полнейшей реализации принципа частотности является такая последовательность изучения звуков и букв: о, а, и, н, с, т, к, р, л, в, е, п, у, м, ы, з, б, д, я, г, ч, ь, ш, ж, ё, й, х, ю, ц, э, щ, ь (разделительный), ф, ъ.
Сначала в букварь вводятся самые употребительные в русском языке буквы (звуки), затем идут менее употребительные и наконец группа малоупотребительных;
2) на выступлении слога как основной единицы чтения. В рамках некоторых слогов выделяется вспомогательная единица чтения — согласный за пределами сочетания согласный-гласный (с + г: ма, ни, шу и др.) или гласного, равного слогу (астра, окна), т. е. читается так: руч-ка, стол, ас-тра, ок-на;
3) на установке на максимальное развитие мышления и речи учеников;
4) на уравнивании возможностей в выполнении учебных заданий детьми разной степени дошкольной подготовки в ходе обучения их грамоте;
5) на идейно-тематической целостности букваря при всей его многоплановости;
6) на связи с традицией и опорой на достижения отечественной методики.
Чтение — это речевая деятельность, связанная с выявлением и осознанием смысловой информации на основе воссоздания звуковой формы слова по определенным правилам, диктуемым своеобразием графики данного языка. «Своеобразной особенностью русской графики является слоговой принцип обозначения звуков. Он состоит в том, что в качестве единицы чтения и письма выступает слог: сочетание согласной и гласной букв представляет цельный графический элемент; например, чтобы прочесть твердое или мягкое в словах вал, вял, необходимо обращать внимание на следующую за в гласную букву а или я (ва — вя)».
Именно этот принцип и должен быть практически усвоен ребенком, обучающимся чтению.
При чтении первых же букварных слов внимание детей обращают на ударение, которое организует нормальный звуковой образ слова и открывает возможность раннего практического знакомства учащихся с безударными гласными, с расхождением написания и произношения. Важно также отметить, что овладение алгоритмом чтения опирается на четкое разграничение гласных и согласных, сведения о которых приобретают в глазах детей реальную практическую значимость.
Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте опирается на учение о фонемах. Фонемы — это основные звуки речи, с помощью которых происходит различение слов (дом — дым, сон — сор, рука — река) и их форм (рука, руке, руки).
В русском языке 42 основных звука — фонемы. Каждая из них — это опорный звук нашей речи. Для обозначения на письме 42 фонем русского языка имеются 33 буквы. Из них 20 согласных букв, хотя согласных звуков гораздо больше. Гласных букв в русском алфавите 10, а звуков только 6.
Наше письмо передает лишь основные, сильные фонемы и на передает слабых фонем (вариантов фонем). Безударные гласные (гроза, столбы) и звонкие согласные, произносящиеся в конце или в середине слова как глухие (столб, травка), являются вариантами фонем, однако обозначаются они теми же буквами, что и основные звуки речи. Особых букв для обозначения мягких согласных фонем в русском алфавите нет. Мягкость согласных обозначается гласными буквами и, я, ю, е, ё, а также буквой ь, которые следуют за согласными. В этом случае (в положении после мягкой согласной фонемы) буквы е, ю, я, ё обозначают основные гласные звуки э, у, а, о. Поэтому иногда получается расхождение между чтением и письмом, несоответствие буквы звуку.
В соответствии с вариантом звукового метода, который нашел воплощение в действующем в школе более двух десятилетий букваре, а также азбуке семейного обучения, детям сначала дают слова, в которых каждая буква соответствует определенному звуку — фонеме. Порядок расположения звуков, изучаемых при обучении грамоте, определяется степенью трудности их изолированного произношения. Так, сначала даются сонорные согласные, л, м, н, р, так как каждый из этих звуков можно произносить длительно, без всякого искажения. Смычные же к, п, г, б, д, не допускающие длительного произношения, изучаются позже.
Мягкие согласные также изучают в более поздний период, так как усвоение их представляет трудности.
При обучении грамоте соблюдается строгая последовательность в чтении слогов. Усвоение детьми приемов чтения открытого двухбуквенного слога типа ма, ша, му, является, по выражению К. Д. Ушинского, «ключом к овладению грамотой». Одновременно дети овладевают чтением двухбуквенных обратных слогов типа ум, ом. Следующей ступенью по степени возрастания трудности является чтение трехбуквенных закрытых слогов типа шар, пар, нос. Если ребенок овладел чтением прямого открытого слога, он легко преодолевает и эту трудность.
Сначала дети читают трехбуквенные слоги со стечением согласных в начале слога (два, три), потом переходят к чтению четырехбуквенных слогов со стечением согласных как в начале, так и в конце слога (танк, стол) и наконец читают пятибуквенные слоги (вдруг, столб и т. д.).
При составлении букваря обязательно учитываются трудности в чтении слов. К чтению трудных слов дети подводятся постепенно. Сам процесс чтения начинающего обучаться грамоте ребенка качественно отличается от чтения уже умеющего читать. Последний подавляющее большинство слов воспринимает как знакомые графические образы, узнает слова по некоторым опорным буквам. Он обладает «полем чтения» или «полем зрения». При движении глаз по строке он делает несколько пауз, причем число их увеличивается в зависимости от трудности текста: чем труднее текст, тем меньше «поле чтения».
У начинающих обучаться грамоте «поле чтения» ограничено одной буквой. Он должен вглядеться в каждую букву слова и вспомнить соответствующий ей звук. Поэтому с самого начала обучения много сил тратится на то, чтобы выработать у ребенка на изученных буквах «поле чтения», равное слогу. Слог должен стать для детей основной единицей чтения. Дети узнают, что слог — часть слова. Практическим путем учитель подводит к пониманию слогообразующей роли гласной (в этом ее главное отличие от согласной) — гласная образует слог, а согласные звуки (буквы) могут в слоге быть, а могут и не быть. Чем раньше дети поймут слогообразующую роль гласного звука (гласной буквы), тем легче будет им делить слова на слоги, а значит, и читать, а в дальнейшем у них будет меньше пропусков гласных при письме.
На начальной ступени обучения чтению понимание значения слова отделено от его зрительного восприятия. Ребенок, зрительно восприняв слово, произносит его и как бы повторно воспринимает на слух. Только после этого он осознает значение слова, если оно прочитано правильно и знакомо ему. Поэтому начинающий читать часто делает неправильное ударение в словах. Ему трудно объединить отдельные слоги в целое слово. Этому мешает медленный темп чтения. Ребенок часто забывает прочитанные слоги и снова возвращается к ним. Поэтому на первых порах для чтения даются знакомые детям двухсложные слова, в этом случае ребенку легче связать части слова в целое. Тем самым вырабатывается навык сознательности чтения.

Источник: А. М. Бородич, «Методика развития речи детей», М., 1981 г.

ООО “ЛЮДМИЛА” - логопедический центр     Ждем Ваших звонков:   (495) 727-34-07 Created by SEOLAN