Гордость центра: 

 Почётные логопеды!

Разное:

Отзывы!

Чёрный список!

Юмор

Словарь 

Законы

Игры!

 

Логопедам центра:

Частые вопросы

Соблюдаем условия

Соблюдаем договор

Соблюдаем оплату

 Скидки за выслугу лет

Прислушиваемся советам

Ответственность

Сравнение

 Возьмите меня с собой!Добавьте сайт в избранное!

Я еще пригожусь!

Ждем Ваших звонков по телефону:

Пожалуйста поделитесь с друзьями!

Советы логопеда

Главная » Полезные советы» § 3. Методы и приемы обогащения словаря детей на специальных занятиях
 

§ 3. Методы и приемы обогащения словаря детей на специальных занятиях

Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и в занятия по ознакомлению с художественной литературой.
Например, если то или иное занятие по развитию связной речи рассчитано на 20 минут, то из них от 2 до 10 минут может быть затрачено на специальные лексические упражнения; в занятия по ознакомлению с художественной литературой лексические упражнения вводятся, когда бывает нужно прокомментировать лексику писателя.
Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи: 1) развивать понимание обобщающего смысла слова, 2) развивать понимание отношений «целое и его часть», 3) развивать понимание отвлеченного смысла слова, 4) развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем), 5) добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов, 6) развивать стилистическое чутье, 7) добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).
Методы обогащения словаря детей на специальных занятиях — практические (см. главу II). Чаще всего при проведении лексических упражнений используется прием дидактической игры, в частности игры с «дидактическими» (т. е. специально оснащенными) куклами. Используется также дидактическая игра, известная под названием «Чудесный мешочек» (дети опускают руки в мешочек, наполненный мелкими предметами, и на ощупь узнают и называют их). Но, конечно, с помощью только кукол и других игрушек дети не могут «впитать» поэтическую сущность родного слова. Детей надо знакомить с окружающим и объяснять лексическое значение слов просто указанием на реальный предмет, действие, признак.
Ниже дается описание некоторых видов упражнений, способствующих обогащению речи детей разных возрастов. Возраст указан тот, с которого данный прием работы становится доступным ребенку; но если в этом есть потребность, работа эта обязательно должна быть продолжена (уже индивидуально) и на следующей возрастной ступени (например, при задержке речевого развития ребенка).

Упражнения, развивающие у детей понимание обобщающего смысла слов

Для детей от двух лет.
«Укажи предмет». Нужно, чтобы ребенок указал называемый воспитателем предмет.
Примерное занятие
На низком столе, за которым сидит воспитатель, разложены знакомые детям игрушки, например: мишки, автомобили, кубики, слоны, кораблики, мячики — по четыре экземпляра каждого вида игрушек, все разных размеров и цветов. Дети сидят на своих стульчиках перед столом. Воспитатель обращается к ним по очереди:
 — Нина, подойди ко мне и покажи ребятам всех слонов.
Девочка подходит, берет поочередно слонов, показывает их и ставит на место. Воспитатель при этом комментирует ее действия:
 — Вот маленький серый слон; вот маленький желтый слои; вот побольше слои серый; вот большой серый слон. Нина показала нам все стадо слонов. Садись на место, Ниночка.
 — Коля, теперь ты покажи нам всех мишек. Мальчик подходит к столу и жадно хватает машину.
 — Ах, ты хочешь сначала показать нам автомобили, — говорит воспитатель, не противореча ребенку. — Показывай автомобили, Коля. Вот ты держишь маленький красный автомобильчик; теперь возьми и покажи нам большую красную машину. (Ребенок выполняет.) Теперь бери еще автомобиль; так, это маленький синий автомобиль. Ты забыл еще один. Дети, кто поможет Коле показать еще одну машину? Ты, Верочка? Правильно. Возьми, Коля, и этот маленький серый автомобиль. Теперь Коля показал нам все автомобили. Поставь, Коленька, их на конец стола — там у них гараж — и садись на место.
После общих занятий надо организовать для Коли индивидуальные занятия с мишками, например в медвежьем цирке.
Варианты дидактического материала: а) реальные предметы: части тела ребенка («Покажи, где у тебя рука, нос, ухо…»), части тела животного («Покажи, где у собачки хвост, ушки, спина…»), предметы в спальне, на кухне, цветы в вазе или на клумбе; б) наборы картинок, изображающих по одному предмету каждая.
«Найди по действию».
От ребенка требуется, чтобы он указал, кто умеет выполнять названное воспитателем действие или может находиться в данном состоянии.
Примерное занятие
В комнате для игр собраны заводные игрушки: танцующие (медведь, собачка), играющие на музыкальных инструментах (козлик-скрипач, кукла-гармонист, балалаечник, заяц-барабанщик), движущиеся по полу (мотоциклист, автомобиль, планетоход), летающие (бабочка, самолет, ракета), плавающие (рыбка, кораблик, подводная лодка), прыгающие (лягушка, воробей, заяц), стреляющие (пушка, танк, наган, автомат) и т. п.
Воспитатель, собрав малышей в кружок, организует занятие:
 — Дети, к нам пришел новый мишка, сейчас мы посмотрим, что он умеет делать. (Заводит танцующего медведя, опускает на пол — игрушка «пляшет».) Оказывается, он умеет плясать. А какая из наших игрушек тоже умеет плясать? Наша собачка плясать умеет? (Дети раньше видели уже, как пляшет собачка.) Ира, принеси сюда собачку, которая умеет плясать.
Девочка выполняет распоряжение воспитателя. Собачку заводят, и она тоже «пляшет».
 — Но что же музыкантов нет? — расширяет занятие воспитатель. — Дети, вы знаете, какая из наших игрушек умеет играть на музыкальных инструментах? Кажется, наш козлик на скрипочке играет? Коля, принеси этого козлика. (Мальчик, несет козлика, но незаводного.)
 — Нет, этот козлик не умеет играть, — говорит воспитатель.
 — Дети, кто принесет нам козлика музыканта? Вот, правильно, Валя. Твой козлик умеет играть. (Игрушку заводят.) Ах, как старательно играет наш козлик! Теперь ты, Саша, пригласи сюда еще одного музыканта. И т. д.
Варианты дидактического материала: а) мультфильм, специально демонстрирующий различные действия «человечков», предметов; учебный фильм, демонстрирующий действия и состояния реальных предметов и живых существ, б) серии картинок, изображающих различные действия и состояния одного и того же лица или вещи (девочка спит, прибирает постель, умывается, делает зарядку, ест, читает, идет…).
«Найди по указанному признаку».
От ребенка требуется, чтобы он нашел предмет по названному воспитателем признаку: цвету, форме, размеру, принадлежности, материалу, из которого он сделан, и др.
Примерное занятие
На столе для занятий — куклы, одетые очень пестро. Например, одна — в красном пальто, синем платье, желтой шапке, зеленых башмаках; другая — в желтом пальто, красном платье, зеленой шапке, синих башмаках; третья — в синем пальто, зеленом платье, красной шапочке, желтых башмаках; четвертая — в зеленом пальто, желтом платье, синей шапке, красных башмаках.
 — Посмотрите, дети, — говорит воспитатель, — как одеты куклы. Давайте поможем им переодеться: пусть они наденут пальто и платье одного цвета, наденут одноцветные шапки и туфли. Вот кукла Катя, у нее красная шапочка. Таня, давай с тобой заберем для Кати у всех кукол красные вещи, а им отдадим Катины. Снимай с нее зеленое пальто, пусть она отдаст его той кукле, у которой зеленая шапочка. Теперь ты, Коля, подай Тане куклу, у которой красное пальто. (Коля ошибается, подает первую попавшуюся куклу.) Нет, Коленька, у этой куклы пальто синее. Таня, помоги Коле найти ту куклу, у которой красное пальто.
Для детей с низким речевым развитием, как Коля, работу надо начинать с предметами двух цветов, не больше.
Варианты дидактического материала: а) разноцветные вещи одной формы: или только кубики, или шарики, или дощечки, или кольца и др. — их надо классифицировать по цвету; разноцветные вещи разных форм — их надо классифицировать или по цвету, игнорируя форму, или по форме, игнорируя цвет; вещи, различные по форме, цвету, величине, по материалу, из которого они сделаны, по назначению — их надо распределить по указанным классам; б) животные, находящиеся в живом уголке детского сада или на колхозных фермах, — воспитатель дает им простейшие характеристики типа рогатый, безрогий, травоядный, хищник и просит детей указать их по названным признакам; в) растения, встречавшиеся детям (хвойное, лиственное, цсе-тущее, нецветущее, плодовое и др.) — работа проводится так же, как и в случае б). В описанных ниже упражнениях используется тот же дидактический материал, что и в предыдущих упражнениях, но названия предметов, их действий, их признаков произносит не воспитатель, а сам ребенок. Формулировки задании поэтому другие: «Что это?» или «Как называется это?»; «Что делает (он)?» или «Кто что делает?» или «В каком состоянии (он) находится?»; «Какой (он, она, оно, они)?»;«Что это?» Цель упражнения — научить ребенка называть словами предметы, на которые направлено его внимание.
Примерное занятие
Ребенка собирают на прогулку зимой; приготовлена одежда. Воспитатель (няня, мать) говорит с ребенком:
 — Что же мы сначала наденем? — и берет в руки вязаную кофточку.
 — Воточку… (кофточку), — говорит ребенок.
 — Правильно, кофточку. А теперь что? — и берет рейтузы.
 — Тюзи (рейтузы), — догадывается ребенок.
 — Да, рейтузы.
Затем называются последовательно валенки («ванни»), шуба («суба»), шарф («саф»).
 — А где шапка? Куда шапка делась? — озабоченно говорит воспитатель, хотя шапка лежит перед глазами ребенка; он ее быстро «находит».
 — Воти салаки (шапка)!
 — Ах, вот шапка. Давай ее наденем, чтобы за ушки мороз не ущипнул. Закроем ушки, завяжем у шапки ленты. Что нам осталось еще надеть?
 — Кави (рукавички).
 — Правильно, рукавички. Теперь мы совсем готовы идти гулять. Мороз скажет: «Мальчик правильно одет! С ним можно поиграть!»
«Что делает?», «В каком состоянии находится?»
Цель упражнения — научить детей называть словами действия и состояния, которые производят или в которых находятся наблюдаемые ими предметы.
Примерное занятие
Воспитатель сидит за низким широким столиком, на котором размещен «птичий двор» (варианты: «колхозное пастбище», «пчельник»). Дети рассаживаются перед столом так, чтобы им было видно все «на птичьем дворе».
 — Мы пришли с вами на птичий двор посмотреть, что делают птицы. Вот идет петух, важно так выступает и кричит. Как он кричит?
 — Ку-ка-ре-ку! — охотно показывает кто-то из детей.
 — Верно! — Но петух не только кричит: он ищет зерна и, когда найдет их, подзывает кур, чтобы отдать им найденное зернышко. Вот посмотрите (и воспитатель разыгрывает сценку как в кукольном тгатре): идет, идет петух, ногами разгребает, разгребает траву. Видит: зерна лежат. «Нашел! Нашел!» — радуется он. Но сам зерен этих не клюет, бережет их для своих друзей, для кур, И вот он зовет их: «Тут-тут-тут-тут». Куры, как заслышат этот зов, все бросаются к петуху со всех ног. И наседка с цыплятами тоже бежит. Все клюют. А петух вокруг них похаживает, говорит: «Вот-вот-вот! Кушайте на здоровье!» Какой хороший друг наш петушок!
 — Так что же умеет делать наш петушок?
Ребенок, к которому обратится воспитатель, должен назвать все действия и состояния петуха по подсказке воспитателя.
 — Витя, — говорит воспитатель, — теперь ты встань, подойди к столу поближе. Петушок наш опять сделает все, что умеет, а ты будешь говорить, что он делает.
 — Вот он важно…
-… идет, — говорит Витя.
 — Вот он вошел в траву и…
 — ..разгребает ее. — Что это?
 — …нашел зернышко! Радуется!
Воспитатель добавляет; «Сам не клюет, бережет для друзей, зовет, куры слышат, бросаются к нему, бегут, клюют; а петух похаживает, приговаривает».
«Какой он?»
Задача упражнения — научить детей называть словами признаки, качества наблюдаемых предметов.
Примерное занятие
Дети на прогулке в поле (парке, лесу) увидели цветок, столпились вокруг него. Это ромашка.
 — Рвать его не надо, — говорит воспитатель,- Если мы не обидим его, дадим ему созреть, то на будущий год он подарят нам много таких же цветов, как и сам; новые цветы вырастут из его семян. Лучше давайте полюбуемся им. Вы видите, какой он красивый? Какие у него лепестки? Белые? Длинные? Скажи ты, Слава.
Мальчик повторяет:
 — Белые лепестки. Длинные.
А серединка? Желтая? Бархатистая?
 — Желтая, бархатистая.
 — Ты осторожно наклонись над ним и понюхай, как он пахнет. Он пахучий?
 — Пахучий.
 — Приятный, тонкий запах имеет этот цветок. А ты знаешь, как он называется?
 — Ромашка.
 — Правда, она на солнышко похожа? Пойдемте, найдем колокольчик и на него посмотрим.

Упражнения, развивающие понимание отношения «целое и его часть (деталь)»

Для детей от трех лет.
«Назови целое».
Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных вещей (деталей).
Примерное занятие
На стол, перед которым сидят дети, воспитатель постепенно выкладывает детали разборной игрушки; затем собирает из этих деталей какую-то вещь — целое.
 — Дети, я буду вынимать из коробки вещи, а вы, кого я попрошу, будете их называть. (Достает колесо.) Витя, что это?
 — Колесо.
 — А это, Таня?
 — Тоже колесо.
Далее вынимается велосипедная рама, педали, цепь, фары, руль. Дети это называют сами или по подсказке воспитателя.
Что можно собрать из этих вещей? — спрашивает воспитатель.
 — Велосипед.
 — Правильно, Витя! Велосипед. Целый велосипед! Колесо — это еще не велосипед; рама — не велосипед; руль, педали, фары, цепь — это не велосипед. А вот все вместе — велосипед. Отдельно каждая вещь — это часть, или деталь, велосипеда. Значит, руль — это часть велосипеда. А педаль? Таня, скажи ты.
 — Педаль — часть велосипеда, деталь.
Так же говорится о всех остальных частях велосипеда.
 — Итак, — подводит итог занятия педагог, — слово велосипед обозначает целую вещь, а слова колесо, педаль, цепь, руль — части этого целого. А теперь посмотрите друг на друга! Я буду называть слова, а тот, кого я попрошу, будет отвечать мне, что обозначает мое слово — целое или часть? Нос. Нина, как ты думаешь?
Нина. Нос — это часть лица. Лицо все — целое.
Воспитатель. Ты умница, Ниночка. А какие слова еще надо назвать, чтобы перечислить все части лица? Коля, ты скажи.
Коля. Рот.
Воспитатель. Правильно, Коля, рот — часть лица. Теперь ты, Витя, скажи.
Витя. Глаза, лоб, щеки, виски, брови, подбородок.
Если ребенок не назвал какую-то часть лица, воспитатель помогает ему и добавляет: глаза, брови, щеки, виски — правый и левый.
Варианты дидактического материала: а) ножки, крышка — стол; ножки, сиденье, спинка — стул; б) мотор, кабина, руль, кузов, колеса, фары — автомобиль; циферблат, стрелки, корпус, механизм — часы; в) кисть, локоть, предплечье, плечо — рука; пальцы, ногти, ладонь — кисть руки; лицо, затылок, уши, темя — голова.
«Назови сложное действие».
Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее действие, состоящее из ряда детализирующих его действий.
Примерное занятие
Дидактический материал: кукла; кукольный обеденный стол, накрытый для обеда; стул.
Воспитатель. Дети, к нам в гости пришла кукла Катя. Посадим ее за стол и будем угощать. Пригласи ее за стол, Валя.
Валя. Садись за стол, Катя!
Воспитатель (отвечает за куклу). Спасибо, я сяду вот на этот стул. (Обращаясь к детям.) Теперь, Валя, спроси у Кати, что она хочет на первое — суп или щи, а ты, Люба, отвечай за Катю, помоги ей выбрать первое блюдо.
Валя. Ты что хочешь на первое, Катя, суп или щи?
Люба (входя в роль). Налейте мне щей. Нет, я сама налью себе. (Девочка пододвигает к кукле глубокую тарелку, берет ложку и «кормит» ее, отламывая по кусочку хлеб).
Воспитатель напоминает детям о словах благодарности, извинения, называет их и тут же предлагает более вежливые формы сказанных девочкой фраз. Игра-занятие продолжается.
Воспитатель. У нас на второе, Катя, сегодня котлеты с картофельным пюре.
Люба. Положите мне, пожалуйста, побольше.
Воспитатель. Ешь на здоровье, Катя. Отламывай кусочки котлеты, набирай на вилку понемножку пюре и ешь. (Для детей более старшего возраста можно предложить такое блюдо, чтобы нужно было действовать ножом и вилкой. ) Вкусно, Катя?
Люба. Ах, как вкусно! Спасибо.
Воспитатель. Теперь выпей, Катенька, компоту.
Л ю б а. Выпью, спасибо.
Воспитатель. В вазе лежат орешки, Катя. Не хочешь ли орешков погрызть?
Люба. Погрызу с удовольствием. Спасибо.
 — Итак, — обобщает воспитатель, — Катя села за стол, налила щей, взяла ложку и стала есть первое с хлебом, потом она стала есть второе — отламывала по кусочку котлету, набирала вилкой пюре, потом пила компот, грызла орешки. При этом она хвалила еду, благодарила гостеприимных хозяев. Вот как много всего делала Катя! А каким одним словом можно сказать, что же делала Катя? Коля, скажи!
Коля. Обедала. Катя обедала.
Воспитатель. Правильно, Коля.
Дети (2-3 человека) по просьбе воспитателя еще раз сами перечисляют частные действия, составляющие целое — обедать.
Варианты дидактического материала: а) вымыть руки — засучить рукава, отвернуть кран, подставить руки под струю воды, смочить их, взять мыло, намылить руки, положить мыло на место, потереть хорошенько руки одну о другую, подставить снова руки под струю воды, смыть мыло, стряхнуть воду с рук, вытереть руки досуха полотенцем; б) одеться для прогулки; в) убрать игрушки; г) сшить кукле платье и т. д.
Во время беседы могут быть использованы дидактические игрушки (как описано выше, серии сюжетных картинок, диапозитивы, мультфильмы, обычные сюжетные фильмы).
«Назови части».
Ребенок должен, зная название целого, перечислить его части. Это занятие строится подобно описанному выше — «Назови целое», при выполнении его можно использовать и дидактический материал, рекомендуемый к двум предыдущим упражнениям, но, естественно, работа идет в обратном порядке: сначала называется целое (предмет или действие), а потом его части или составляющие его действия.
В беседах воспитатель опирается только на словесные представления детей, без предметной наглядности.
Например, воспитатель называет слова, обозначающие целое, а дети называют его части.
а) Воспитатель. Голова.
Дети. Лицо. Уши. Затылок. Темя.
б) Воспитатель. Обедать.
Дети. Наливать. Накладывать. Отламывать. Есть. Пить. Грызть. Хвалить. Благодарить.

Упражнения, развивающие понимание смысла слова с родовым значением

Для детей от четырех лет.
Дети учатся понимать слова второй и наиболее простые слова третьей степени обобщения.
«Уточни слово».
От ребенка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовые понятия к данным видовым.
Примерное занятие
Воспитатель ведет детей в комнату для игр и, усадив их, говорит:
 — Сегодня, дети, мы узнаем, что многие вещи могут называться не одним, а двумя словами.
Нина, помоги мне, пожалуйста, показать ребятам такие вещи. Подойди к полке, возьми там любую игрушку и принеси нам. Нина выполняет поручение: приносит мишку.
 — Спасибо, Ниночка. Что ты принесла?
 — Мишку.
 — Я посылала тебя за игрушкой. Ты принесла мишку. Мишка-игрушка?
 — Да.
 — Значит, ты держишь сейчас вещь, которая называется и игрушкой и мишкой, т. е. двумя словами.
Воспитатель пододвигает к столу заранее приготовленный ящик с игрушками и начинает их выкладывать.
 — Дети, прошу вас называть вещи, которые я кладу на стол. Помните, каждая из них называется словом игрушка и, кроме того, еще одним словом, которое вы скажете сами. Итак. Что это? Дети по очереди отвечают:
 — Игрушка Буратиио.
 — Игрушка кубик.
 — Игрушка самолет.
 — Игрушка пирамидка.
 — Игрушка зайка.
 — Игрушка матрешка.
 — Так, значит, все это игрушки, — говорит воспитатель. — Вот, какое замечательное слово игрушка. Сколько оно вместило в себя разных других слов! И Буратино — игрушка, и кубик — игрушка, и самолет — игрушка, и зайка — игрушка, и матрешка — игрушка. Вам не кажется, что слово игрушка само как будто ящик для игрушек: вмещает в себя все слова, которыми называют разные игрушки?
Теперь вы сами вспомните какое-нибудь слово, которое вмещает в себя много других слов. Посмотрите на предметы в этой комнате: что здесь стоит?
Дети. Шкаф, стеллажи, стол, стулья.
Воспитатель. Каким словом еще можно назвать стол, стул, шкаф, стеллаж? Скажи ты, Нина.
Нина. Мебель!
Воспитатель. Отлично, Ниночка! Слово мебель, как и слово игрушка, вмещает в себя много слов.
Варианты дидактического материала: а) посуда, б) фрукты, в) овощи (место занятия — кухня детского сада во время ознакомления с работой повара); г) дерево, д) куст, е) трава, ж) цветок, з) насекомые (местом занятий по усвоению обобщающего смысла этих слов может быть парк, двор детского сада, лес и поле во время летних прогулок), и) звери, к) домашние животные (занятия по усвоению обобщающего смысла этих слов удобно проводить во время или сразу после экскурсии в зоопарк, на колхозную ферму), л) одежда, м) обувь (место занятия — раздевалка детского сада).
Все эти слова, конечно, не могут быть усвоены детьми сразу. Воспитатель проводит подобные занятия неоднократно на протяжении двух-трех лет, пока обобщающий смысл слов, которые должны знать дети по программе, не будет усвоен ими.
«Дай общее название».
Задача, как и в предыдущем упражнении, — усвоение обобщающих слов; но работа идет в обратном порядке: воспитатель называет слова, обозначающие какие-то общие родовые понятия, дети должны назвать слова, конкретизирующие данное.
Примерные занятия
а) Дети получают нлборы картинок серии «Фрукты», «Ягоды», «Мебель», «Транспорт», «Дикие животные», «Домашние животные» и т. д. Каждому ребенку дают в руки не больше трех серий, смешанных вместе, и предлагают классифицировать: разложить на кучки.
Затем каждый ребенок доказывает воспитателю правильность своей классификации:
 — Транспорт — это все, на чем ездят: трамвай, автомобиль, велосипед…
 — Игрушки — это все, с чем играют: куклы, мишки, кубики, пирамидка…
 — Овощи — это все, что растет в огороде и что можно есть: помидоры, свекла, огурцы, морковь… И т. д.
б) Серии картинок могут быть показаны детям на диапозитивах или кодопозитивах, в мультфильме.
в) Есть специальные игровые наборы: «Волшебная стрела», «Электровикторина», «Лото» и др. Эти игры нужно рекомендовать для домашних занятий родителей с детьми, особенно с теми, кто отстает в речевом развитии от группы.
«Дай три названия и больше»
Образцы дидактического материала: а) клевер — трава — растение; б) стол — мебель — вещь; в) каша — блюдо — пища — питание.
Упражнения с данным дидактическим материалом могут строиться, как и два предыдущих, но, разумеется, в них меньше опоры на реальные предметы.
Для упражнений данного типа необходимо, чтобы ребенок обладал достаточным речевым развитием: чтобы он понимал обобщающий смысл даже самых конкретных (нарицательных) слов, понимал смысл слов первой степени обобщения, как дерево, трава, мебель, игрушка, овощи и подобные.
В детском саду не следует торопиться с толкованием слов более высоких, чем вторая, степеней обобщения, хотя и недопустимо искусственно задерживать усвоение таких слов детьми, которым это оказывается под силу независимо от возраста.

Упражнения для развития языкового чутья в области морфологии

Для детей от пяти лет.
Детям дошкольного возраста доступно интуитивное понимание отвлеченного смысла морфем: они сами способны на словотворчество. Опыт показывает, что если специальными упражнениями помочь малышам осмыслить (чуть-чуть) морфологическую структуру слова — не всякого, а только такого, структура которого совершенно ясна, — то развитие их значительно убыстряется, укрепляются их способности к абстрагированию.
Дидактическим материалом для элементарного этимологического анализа могут быть слова: черника, земляника, сад, огород, подснежник, вторник, среда, четверг, пятница, подосиновик, подберезовик, ельник, осинник, дубрава и другие подобные слова.
Уже на третьем году жизни дети улавливают эмоциональную окраску слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Конечно, понимая и запоминая слова с этими суффиксами, они не могут выделить их самостоятельно. Этого и не надо делать преждевременно. Воспитатель должен довольствоваться тем, что дети понимают смысл сказанного слова, а эмоцию ласки, нежности они улавливают безошибочно. Понимают дети и значение слов с увеличительными (-ищ-) и пренебрежительными (-ишк-) суффиксами, но последний осмысляют как выражающий чувство жалости, сострадания.
 — Волчишка, — сказала девочка, — это бедненький волчик.
Полезно привлечь внимание детей к некоторым (очень немногим) смысловым суффиксам.
-Онок-, -ёнок: медведь — медвежонок, утка — утёнок
-иц-а: медведица, львица, волчица, верблюдица.
В дошкольном возрасте дети должны усвоить смысл большинства приставок.
Работа над строением слова организуется в связи с усвоением грамматических форм.
Примерные занятия «Что добавлено к слову?»
 — Как изменяется слово, — спрашивает воспитатель, — если к нему прибавляют -ок, -ик, -очек -еньк-а? Сравните: гриб — грибок — грибочек; сын — сынок — сыночек; цветок — цветочек; рука — ручка — рученька; дочь — дочка — доченька.
Ребенок может ответить (чаще всего с помощью воспитателя): «Слово становится ласковым-ласковым». На другом занятии тот же вопрос можно задать относительно -ышк-о, -ушк-а. Например: солнце — солнышко; соловей — соловушка; поле — полюшко; голова — головушка.
«Почему так назвали?»
 — Почему, — спрашивает воспитатель, выбрав подходящую ситуацию,- птицу кукушку называют кукушкой? (Конечно, самой выгодной ситуацией для такого вопроса будет прогулка в лес, когда дети слышат, как кукует эта птица.)
 — Кукушка кричит: ку-ку; она сама говорит, как ее зовут.

Упражнения для усвоения антонимов

Для детей от шести лет.
Работа по сопоставлению слов-антонимов чрезвычайно полезна для интеллектуального развития детей. Она помогает детям усваивать смысл отвлеченных слов (поскольку большинство антонимов — понятия отвлеченные), запоминать эти слова, т. е. обогащать индивидуальный словарь каждого ребенка, укреплять способность сравнивать на уровне абстракции, т. е. без опоры на реальные предметы. Само по себе сопоставление слов-антонимов чрезвычайно увлекает детей, почти не требуется никаких особых приемов, чтобы детям было интересно учиться. Но возможны и специальные лексические упражнения.
 1. Усвоение антонимов большой — маленький.
Примерные занятия
На столе, за которым сидят дети, воспитатель выкладывает пары однородных предметов, отличающихся только одним признаком — величиной.
а) Игра-инсценировка «Животных доставили в зоопарк и распределяют по вольерам». Вот два лося — большой и маленький, два козла, два бегемота, два зайца и т. д. Дети, которым поручено «позаботиться» о данной паре зверей, должны выбрать для каждого зверя соответствующий его размерам вольер или клетку и свой выбор объяснить. Например: «Я поместил большого бегемота в вольер с большим бассейном, потому что в маленьком ему будет тесно. А маленькому бегемоту подойдет вольер с маленьким бассейном, потому что ему, наоборот, в большом будет неудобно, трудно выбираться на берег».
б) Дети должны охарактеризовать величину (большой — маленький) пар предметов: зверей на картинках; объемных геометрических тел — кубов, шаров, пирамид, колец и т. д.; плоскостных изображений геометрических фигур.
 2. Антонимы длинный — короткий можно показать детям, используя в качестве дидактического материала наборы для игры «У кого какой хвост», «У кого какие уши» (сравниваются по длине хвосты, например, зайца и лисы, уши зайца и волка). Можно обойтись набором картинок, изображающих тех же зверей.
 3. Усвоение антонимов низкий — высокий, узкий — широкий, мелкий — глубокий можно начать во время прогулки по улице, в парк, к пруду и т. д. Дети с помощью воспитателя сравнивают пары деревьев, кустов; заборы, дома, окна, двери; лужу и пруд и т. д.
Дополнительным дидактическим материалом для специальных занятий по усвоению этих антонимов могут быть: а) наборы строительных материалов для дома, двора, сада; б) наборы картинок, геометрических тел; в) посуда.
 4. Усвоение антонимов вниз (внизу) — вверх (вверху), вперед (впереди) — назад (сзади), далеко (вдали) — близко (вблизи) также надо начать на прогулке, во время экскурсии в природу, при знакомстве с городским транспортом («далеко — близко идет автомобиль, трамвай, автобус»; «кто бежит впереди, а кто сзади», «мяч летает вверх и вниз» и т. д.).
Дополнительным дидактическим материалом может быть: а) фланелеграф с набором любых картинок; б) мультфильм, в) любые игры, где можно рассаживать ребят или кукол впереди и сзади.
 5. Усвоение антонимов — однокоренных глаголов: входить — выходить, вбегать — выбегать, въезжать — выезжать…; завязывать — развязывать, загибать — разгибать, загораживать — разгораживать…; подбегать — отбегать, подводить — отводить, подносить — относить, подплывать — отплывать, подъезжать — отъезжать…; прибегать — убегать, привозить — увозить, прилетать — улетать, приходить — уходить; разбегаться — сбегаться, разливать — сливать, развязывать — связывать, развинчивать — свинчивать и т. д.
Работа над подобными антонимами является одновременно и работой по развитию языкового чутья в области морфологии: дети усваивают отвлеченное значение приставок е- и вы-, раз- и с-, при-и у- и т. д.
Примерные занятия
а) Приставки е- и вы-.
Дети охотно слушают в чтении воспитателя английскую сказку-шутку (в переводе С. Я- Маршака):
В одном краю такой был случай:
Гуляя как-то раз,
Набрел мудрец на куст колючий
И выцарапал глаз.
Но был на редкость он умен,
И, не сказав ни слова,
Забрел в другой кустарник он
И глаз вцарапал снова.
Шестилетним детям доступен уже юмор этой шутки, хорошие стихи легко запоминаются, ясно предстает антонимия приставок вы- — в-.
б) Приставки раз- и с-.
Объясняя смысловое значение антонимов с этими приставками, воспитатель может поставить детей в кружок и наглядно показать, сопровождая это словами, что значит, например, сходиться (идти всем в одно место — к центру круга) и расходиться (идти от центра в разные стороны), сбегаться — разбегаться и т. д. Затем пусть кто-либо из детей повторит это за воспитателем.
Для лучшего усвоения антонимов такого типа можно провести игру, во время которой все дети будут располагаться по кругу, а один в центре. В зависимости от ситуации, которую предложит воспитатель (все дети — зайцы, гуси, цыплята и т. п., один в центре — морковка, яблонька, озеро, зернышко и т. д., т. е. то, что может привлечь к себе указанных животных и птиц, или, наоборот, — лиса, охотник, коршун, что заставит их разбежаться, разлететься), дети с криком «Сбегайтесь!», «Разбегайтесь!» и т. п. сбегаются, разбегаются, слетаются и т. д.
в) Приставки при- и у-.
В качестве дидактического приема для усвоения антонимов с этими приставками может быть использована игра-драматизация, например по мотивам «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина.
Воспитатель. Дети, вы помните, как золотая рыбка приплыла к старику из моря? А потом она уплыла назад в море? Давайте разыграем эту сцену. Кто будет рыбкой? И т. д.
Внимание играющих детей сосредоточивается на действиях рыбки, которая приплывает и уплывает. Воспитатель можег выбрать для инсценировки и другие художественные произведения, где герои приходят и уходят, прилетают и улетают. Упражнения, развивающие стилистическое чутье
Для детей шести-семи лет.
«Кто знает слово лучше?»
В результате предлагаемых ниже упражнений дети должны получить представление о лексических синонимах, уместных в разных ситуациях общения.
Примерные занятия
а) «У нас в гостях Незнайка»
Предварительно нужно, конечно, чтобы воспитатель прочел детям книжку Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или организовал просмотр мультфильма о Незнайке. Воспитатель усаживает по местам детей и представляет им Незнайку (лучше — куклу, но если нет куклы, то картинку).
 — Дети, вот наш знакомый Незнайка, — говорит воспитатель. — Но почему ты такой грустный, Незнайка?
 — Меня прогнали из сказочного города мои же товарищи! — с обидой отвечает он. (За Незнайку говорит воспитатель.)
Воспитатель. За что же? Дети, давайте все хором спросим Незнайку, за что его прогнали,
Дети (хором). За что тебя прогнали, Незнайка?!
Незнайка. Не знаю! Я хотел похвалить художника Тюбика и сказал ему, что он здорово малюет рожи. А он так обиделся!
Воспитатель. Ребята, Незнайка ведь действительно не знал, как правильно похвалить хорошего художника. Надо было сказать: не рожи, а лица, не малюет, а рисует карандашом или пишет красками. Таня, помоги Незнайке, научи его, как он должен был похвалить Тюбика.
Таня. Незнайка! Ты пойди и скажи так: «Тюбик, как ты хорошо рисуешь лица!»
Воспитатель. Правильно, Таня, а можно еще добавить: «На твоих рисунках лица как живые». Тогда Тюбику будет приятно.
Чтобы дети лучше запомнили, как нужно говорить в таких случаях, можно попросить кого-нибудь из ребят еще раз повторить это для Незнайки.
 — Чем еще ты обидел друзей, Незнайка?
 — Еще я попросил скрипача Гуслю, чтоб он научил меня пиликать на скрипке.
 — Ну, кто же говорит серьезному музыканту — пиликать; конечно, это слово обидело его. Как надо сказать, дети?
Один из ребят. Надо сказать: «Научи играть на скрипке».
Воспитатель. Конечно, играть. Словом пиликать говорят о плохой игре.
 — Что еще ты натворил, Незнайка?
 — Я подошел к малышкам, которые сидели на скамеечке и говорили о какой-то книжке, и сказал: «Я тоже хочу болтать с вами». Они все закричали: «Долго ли этот Незнайка будет всем грубить! Не хотим с ним дружить!» И прогнали меня.
 — Ах, бедный Незнайка! Ты ведь просто не знал, что серьезную беседу, которую вели малышки, неприлично было назвать болтовней. Дети, научите Незнайку, как должен был он обратиться к малышкам. Скажи, Оля.
 Оля. Незнайка, ты пойди и скажи: «Здравствуйте, малышки! Я тоже хочу беседовать с вами. Примете меня?»
Но Оля тоже может не сказать сразу, как же должен был Незнайка обратиться к малышкам. Тогда это должен сделать воспитатель, а Оля повторит. Повторить может и еще кто-нибудь из детей. Воспитатель подводит итог занятию:
 — Вы поняли, дети, что для названия одной и той же вещи существуют разные слова, например, слова лицо и рожа называют один и тот же предмет, беседовать и болтать называют одно и то же действие. Чем же отличаются эти слова? Одно слово уважительное (лицо, беседовать), а другое обидное (рожа, болтать). Так же различаются и слова играть и пиликать, рисовать и малевать, спать и дрыхнуть; называют эти слова одно и то же занятие, но одни — уважительно, а другие — грубо, обидно. Хорошие люди стараются не произносить неуважительных, грубых слов, они употребляют слова уважительные и тем самым показывают свое доброе, уважительное отношение к тем людям, с которыми или о которых они говорят.
б) «Мальвина учит Буратино вежливости»
На столе для занятий две куклы: Буратино и Мальвина.
Роль Буратино исполняется воспитателем: он произносит за Буратино слова, неуместные в данных ситуациях (просторечия). За Мальвину по очереди (по вызову воспитателя) говорят ребята. Задача Мальвнны — научить Буратино выражаться прилично, к грубому слову, сказанному Буратино, она должна подобрать литературный синоним.
Воспитатель. Мальвиной сейчас будет Нина. Ниночка, пусть Мальвина скажет, чтобы Буратнно умылся. Если он ответит плохо, Мальвина должна поправить его.
М а л ь в и н а. Буратино, умойся!
Буратино. Не хочу. Моя морда не любит воды!
М а л ь в и н а. Надо говорить не морда, а лицо.
Воспитатель. Твоя Мальвина, Ниночка, очень хорошо воспитывает Буратино. Теперь ты, Оля, говори за Мальвину. Возьми ее в руки.
Буратино. Когда я припрусь домой, полопаю и сразу лягу дрыхнуть.
Если Оля-Мальвина не может поправить Буратимо, воспитатель вызывает другого ребенка, третьего и, наконец, сам объясняет, как нужно сказать. Занятие принимает форму беседы, в ходе которой педагог акцентирует внимание детей на том, что грубые слова невежливо говорить, потому что они обижают людей, а того, кто такие слова произносит, люди не уважают, считают его плохим.
Описанный прием проведения занятий воспитатель может использовать всякий раз, когда слышит в речи ребенка своей группы грубое или просторечное слово. Тогда он зовет на помощь «Мальвину». Но само собой разумеется, что «Мальвина» хорошо справится с поставленной перед нею задачей, если воспитатель сам предварительно обратится к толковому словарю или словарю синонимов и найдет там литературный синоним тому просторечному слову, которое употребил ребенок.
Вовремя работы над связной речью детей (см. гл. VII, VIII) воспитатель может найти удобный случай, чтобы сообщить им, что слова в синонимических рядах (конечно, термин детям не сообщается) могут различаться не только эмоциональной окраской (как лицо — рожа, спать — дрыхнуть), но и точностью смысла, например, объяснить детям синонимический ряд: ветерок — ветер — буря — ураган.
Примерное занятие
в) «Точные слова»
Такое и подобное ему занятие проводится в конце или в ближайшем будущем после ознакомления детей с произведением художественной литературы.
Воспитатель. Вы помните, дети, как начались приключения девочки Элли (героини сказки Н. Волкова «Волшебник изумрудного города)?
Ребенок. Ее дом подхватил ураган и унес…
Воспитатель. А что такое ураган?
Ребенок. Ураган — это ветер.
Воспитатель. Да, ветры бывают разные по силе, и тогда их по-разному называют: ветерок, ветер, буря, ураган. Ветерок — это ласковый петер, он чуть-чуть колышет листья на деревьях, даже веточек не беспокоит. Ветер колышет не только веточки, но и большие сучья. Буря — ветер такой силы, что раскачивает ствол дерева и иногда его ломает. Ураган — ветер сокрушительной силы, он сметает все на своем пути, вырывает деревья с корнями и уносит их по воздуху за многие километры от того места, где они росли.
После своего объяснения воспитатель может вызвать разных детей повторить, как отличается один ветер от другого.


 Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

ООО “ЛЮДМИЛА” - логопедический центр     Ждем Ваших звонков:   (495) 727-34-07 Created by SEOLAN