Главная» Полезные советы» § 2. Методы и приемы формирования грамматических навыков
§ 2. Методы и приемы формирования грамматических навыков
Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Без предварительного усвоения детьми минимального количества слов и умения как-то артикулировать звуки и модулировать интонацию предложения грамматические упражнения невозможны. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит в процессе обогащения их словаря и развития фонетических навыков.
Формирование грамматических навыков у детей третьего-четвертого годов жизни
У детей указанного возраста речь развивается очень быстро. К трем годам словарь ребенка достигает 1300-1500 слов, к четырем годам он увеличивается почти вдвое. В речи появляются грамматические конструкции, обозначающие предикативные отношения (форма именительного падежа существительного и спрягаемый глагол), развивается приглагольное управление, ребенок уже разграничивает употребление существительных в различных падежах: винительном (окончания -у, -ю), именительном множественного числа (окончания -и, -ы), иногда в предложном падеже (окончание -е).
Приблизительно к двум с половиной годам в речи появляются дательный и творительный падежи, которые, однако, часто смешиваются. Усваиваются некоторые окончания множественного числа. В имена существительные привносятся значения уменьшительности, увеличительности. Наряду с существительными в речи ребенка появляются прилагательные и глаголы.
Первые умения в изменении глагола по лицам, наклонениям связаны с 18-20 наиболее употребительными глаголами: спать, есть, петь, дать, нести, делать, играть и т. п. К двум с половиной годам ребенок изменяет глаголы по числам в изъявительном наклонении (Ваня идет, мы идем); изменяет по временам (дал, дам), по родам (ты дал, мама дала), хотя и затрудняется в употреблении ряда глаголов в прошедшем времени («Толя пила» и Толя пил); как правило, опускает приставку в глаголах совершенного вида: вместо принес шапку говорит «нес шапку», вместо поехали на поезде «ехали на поезде». Различая возвратные и невозвратные глаголы, ребенок часто допускает ошибки в употреблении частицы -ся. Он может сказать «я поднимаю по лестнице» и «кошка мяукается»; «цветы распустили» и «цветы пахнутся».
Прилагательные в речи ребенка появляются сначала без согласования с существительными, и лишь к двум с половиной годам малыш начинает употреблять согласованные формы, которые вначале бывают в именительном падеже единственного числа мужского и женского рода. Согласование прилагательного с существительным во всех падежах единственного числа мужского и женского рода практически возможно лишь к трем-четырем годам.
К двум с половиной годам для оформления пространственных и иных отношений ребенок пользуется предлогами в, на, у, с, союзами а, потому что, чтобы и другими.
Мы видим, что речь ребенка быстро развивается, обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она начинает подчиняться нормам языка. С этого времени знания об окружающих предметах, явлениях, событиях ребенок получает уже не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых. Пользуясь речью, ребенок может вступать в контакты с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию. На третьем году жизни слово в какой-то мере является и саморегулятором поведения ребенка. Его действия понемногу начинают подчиняться словесно выраженной цели («Сейчас нарисую машину», «Папину книгу брать нельзя»).
Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка целом, расширяет его знания, его кругозор, помогает общаться окружающими, осознать правила поведения.
Но дети двух-четырех лет испытывают трудности в овладении грамматическими формами речи. Назовем основные из них:
1) искажение родовых окончаний в начальной форме («красная пальто», «дядя ушла», «машина поехал») и при склонении («съел яблоку», «гладил утюгой», «красный карандашом», «в новой доме»);
2) неверное использование форм числа («красивый шары», красными ягоды», «машины едет»);
3) ошибки в употреблении падежных форм: а) сведение падежной формы к начальной форме слова («слепили баба», «много девочки», «качались качели»); б) ошибки в употреблении падежей и предлогов («книга столе», «листики на дерево», «шли с товарищ»).
Остальные ошибки связаны с искажением словесной структуры слова («капу» вместо капуста, «балкаса» вместо колбаса), с употреблением части основы вместо целого слова («красн шар», «стеклянн банка»), с употреблением неопределенной формы глагола вместо спрягаемой формы («мама читать», «Вова спать»), со смешиванием предлогов и приставок.
Естественно, что содержание и методика работы с детьми третьего года жизни по обогащению их речи грамматическими формами определяется требованиями к речи ребенка этого возраста, а также знанием характерных для них затруднений.
Прежде чем описывать методику развития грамматического строя речи детей от двух до трех лет, еще раз напоминаем, что развитие грамматического строя осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словарного запаса ребенка и формированием правильного звукопроизношения. Вот почему основная задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей практически пользоваться фразовой речью, т. е. правильно употреблять в речи основные грамматические категории, сформировать навык практического словоизменения по числам, падежам, временам, лицам, родам. Для осуществления этой цели воспитатель проводит специальные грамматические упражнения на предметных занятиях.
Работу над грамматическим строем следует начинать со знакомства с именами существительными, поскольку существительные составляют больше половины слов нашей речи, а кроме того, на основе изменения существительных изменяются и другие части речи: прилагательные по падежам, родам и числам; прилагательные и глаголы в прошедшем времени по родам и числам.
Работу над изменением имен существительных лучше начинать с винительного падежа, сопоставляя его с именительным, затем следует изучать некоторые значения дательного и творительного падежей как наиболее конкретных и доступных, а лишь затем следует знакомить детей с некоторыми значениями родительного и предложного падежей, с предложными конструкциями, образованными на основе этих падежей, и с различением вопросов где? куда? откуда?
Особое внимание следует уделить работе над предлогами. Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, поэтому практическое знакомство с предлогами удобнее всего объединять с употреблением падежей. В первую очередь необходимо, чтобы дети поняли разницу между предлогами в на; из с; под над. Названные предлоги наиболее сбиходны, доступны и удобны для наглядного оформления. Например: положи карандаш в коробку, на коробку, под коробку; подними карандаш над коробкой; убери карандаш с коробки; достань карандаш из коробки, положи его рядом с коробкой. Для закрепления этих понятий важно сопоставление действия и речи.
При обучении детей пользованию предлогами в речи важно интонационно выделить предлог и изменяемое окончание: лежит на столе, под столом; убрал со стола, с окна; положил под стол, сидел под столом.
После усвоения детьми падежных форм существительных можно практически познакомить их с родовой принадлежностью. Для этого можно использовать сочетания существительных с числительным один и местоимением наш (один персик, одно яблоко, одна груша или наш садик, наша площадка, наше окно). Разумеется, что к этому времени дети должны различать слова один, много. Подбирая различные предметы, они учатся согласовывать с ними слова один, наш.
К началу третьего года жизни ребенок владеет в определенных пределах и глагольной лексикой: глаголами в неопределенной форме пить, дать и повелительным наклонением некоторых глаголов иди, дай, неси, мой.
Знакомить детей с глаголами прошедшего времени нужно после усвоения ими падежных форм существительных. Глаголы прошедшего времени, как правило, легко усваиваются и входят в активный словарь детей. На материале глаголов прошедшего времени в речь детей легко вводятся родовые и числовые формы изменения глаголов: мыл, мыла, мыли; рисовал, рисовала, рисовали. Потом глаголом буду ребенок осваивает форму будущего времени. Формы будущего простого появляются в речи к четырем годам. Введение в речь детей глаголов разного вида лучше всего связать с работой по наблюдению над глагольными приставками, используя прием «действие речь». Кроме того, ребенок может улавливать оттенок значения, вносимого в глагол приставкой (ушел, зашел, подошел, вышел), ориентируясь на определенную картинку. Только после того, как дети усвоят значение приставки, можно соотносить ее с предлогом (вошел в…, зашел за…, вышел аз…, обошел вокруг… и т. д.).
Рекомендуем будущему воспитателю использовать при проведении специальных грамматических упражнений примерный дидактический материал: 1. Употребление существительных в косвенных падежах винительном, дательном, творительном, родительном без предлогов и винительном, дательном, творительном, родительном, предложном падежах с предлогами:
а) имена существительные в винительном падеже без предлога после переходных глаголов: Дети рисуют дом, читают книги, слушают сказки; Тетя Зоя сварила кашу, испекла пирог; Витя убирает игрушки; Таня моет пол; Мама купила игрушку; Я смотрю телевизор. В этом разделе можно выделить употребление возвратных и невозвратных глаголов: Я одеваюсь. я одеваю куклу; Я моюсь. Я мою мишку; Мама причесывается. Мама причесывает дочку Таню;
б) существительные в дательном падеже без предлога с глаголами, со словами можно, нужно, нельзя: Сережа дал карандаш Пете; Таня помогает няне; Мне мама подарила куклу; Юра мешает папе; Дети радовались елке; Книгу надо отдать Алеше; Тане можно идти в садик; Тане нельзя идти в садик;
в) существительные в родительном падеже без предлога (принадлежность, употребление родительного падежа с числительным): это шапка Игоря, это домик Мишки, книга брата; Я принес один карандаш, два карандаша; Он съел три груши; Петя дал Тане четыре кубика (марки, карандаша);
г) существительные в творительном падеже без предлога (орудие действия): Я рисую карандашом, мелом; Дети моют руки теплой водой; Таня чистит зубы пастой; Нужно вытирать руки полотенцем;
д) существительные с предлогами в, на, с, у, по, под, над, служащими для выражения пространственных отношений, составление словосочетаний, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?: Иду в садик (к у д а?); Была в садике (г д е?); Иду из садика (о т к у д а?); Мишка залез на дерево (к у д а?); Мишка сидит на дереве (г д е?); Мишка слез с дерева (откуда?); Птичка сидит на ветке (г д е?); Птичка улетела с ветки (о т к у д а?); Катя вошла в лес (к у д а?); Катя была в лесу (г д е?); Катя пришла, вернулась из леса (откуда?); Дети гуляют в парке, по парку (г д е?); Грузовик едет по лужам (г де?); Я был на улице (где?); Ходил по огороду (г д е?); Шкафчик стоит у окна, у стены (г д е?). Сопоставление конструкции стоит у дома с конструкцией взял у товарища, спросил у воспитательницы;
е) существительные с предлогами к, от, служащими для выражения пространственных отношений, соответствие их вопросам куда? откуда?: Петя подошел к дереву (к у д а?); Петя отошел от дерева (о т к у д а?).
Соответствие приставки и предлога. 2. Глаголы: а) глаголы движения: идти, ехать, бегать и др.; б) глаголы состояния: спать, есть, говорить; в) глаголы действия: рисовать, лепить, трогать и др.; г) приставочные и бесприставочные глаголы: шел в… пришел в…; рисовал нарисовал; просить о… попросить о…; д) возвратные глаголы: готовить утренник готовиться к утреннику; поднимать игрушку подниматься по лестнице, подниматься на лифте. 3. Имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, материал; имена прилагательные в сравнительной степени: меньше, больше, уже, выше, короче, длиннее и т. д.
Как мы уже говорили, воспитатель организует речевую практику детей на специальных занятиях. Материалом для таких занятий могут быть игрушки, предметы одежды, обуви, посуда, пища.
Например, воспитатель ставит задачу научить детей пользоваться в своей речи предложениями по определенной модели: «подлежащее + сказуемое + прямое дополнение»; «подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение». Для этой цели могут быть использованы сюжетные игры. Играя, дети будут подражать деятельности окружающих их взрослых. Такой сюжетно-ролевой игрой может быть игра «Утро в кукольном доме». Создавая определенную игровую ситуацию, воспитатель требует от детей составления предложений, характеризующих действия каждого персонажа: «Кукла-мама рано встает. Мама идет на кухню. Мама варит кашу. Кукла Катя моет руки, лицо, чистит зубы зубным порошком. Катя ест кашу, пьет молоко. Катя убирает игрушки. Катя рисует самолет, цветы, дом, дерево. Катя лепит из пластилина грибок, ягодку». Чтобы разнообразить составляемые предложения, надо немного изменять сюжет игры вводить новые игрушечные персонажи: мишку, собачку, других кукол. Надо задавать ребенку наводящие вопросы, заставляя его тем самым отвечать определенными фразами. Например: «Кому дает Петя цветок?» «Петя дает цветок маме». Направив игрушечную собачку к кукле: «К кому подошла собачка?» «Собачка подошла к Кате»; «Что сделала Катя?» «Катя взяла собачку за лапу»; «Что сделал Мишка?» «Мишка дал лапу Пете»; «Что в это время сделал Буратино?» «Буратино спрятал машину»; «Куда Буратино спрятал машину?» «…под стол, за дерево, в шкафчик».
По демонстрируемым действиям удобно ввести конструкцию с предлогом с, имеющую значение совместимости: играл с мишкой, с собачкой; разговаривал с Петрушкой, с Незнайкой; рисовал с мамой, с Таней; лепил с Петей, с Ромой.
Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, обязательно проговариваются детьми целиком. Если ребенок допускает ошибку в предложении, воспитатель должен ее исправить и попросить ребенка повторить предложение еще раз.
Учить детей оформлению фраз с нужной грамматической формой можно на основе самой простой игровой ситуации. Игровой прием используется для закрепления всех падежных форм как фон для беседы с детьми по употреблению определенных грамматических конструкций. Например, создавая ситуацию кормления, можно составить конструкцию: «Мама кормит Петю (винит, п.) супом, кашей» (творит, п.), «Кого еще посадили за стол?» «Посадили мишку» (винит, п.); «Что ему дали?» «Столовую ложку, чайную ложку» (винит, п. существительного и прилагательного); «Чем едят суп?» «Столовой ложкой» (творит, п.); «Из чего едят?» Из тарелки» (родит, п.); «Из чего пьют?» «Из чашки» (родит, п.). Сама игра и система вопросов приучают ребенка вслушиваться в фразу, помогают конструировать предложения с использованием различных падежных форм.
На занятиях по обучению детей употреблению предлогов |ужно обязательно показывать пространственные отношения предметов. Для этого можно использовать кубики, пирамидки, книги и другие игрушки. Действие, юказывающее, например, строительство домика, нужно сопровождать словами: «Ставим кубик на кубик, сделали стену. За стеной стоит столик. (Показать положение предмета за стеной.) У столица сидят обезьяна и лисичка. (Показать.) На столе стоят чашки, под столом скамейка». Положение предмета на столе и под столом зужно обязательно показать, тогда ребенок легче усвоит словосочетания с предлогами и, главное, будет правильно называть реальное соотношение предметов.
Специальные грамматические упражнения могут быть проведены с использованием картинок. После их тщательного рассматривания, после односложных ответов на вопросы («Что кушает мальчик?» Суп»; «Что рисует девочка?» «Самолет»; «Из чего Катя пьет молоко?» «Из чашки») нужно перейти к составлению и проговариванию полного предложения. При этом особенно важно следить за тем, как дети оформляют косвенное дополнение, так как им значительно труднее оформить второе зависимое от глагола слово.
Например: Катя играет мячом с Петей; Девочка поливает дерево из лейки. 2. Составление предложения по схеме «именит, падеж существ. + глагол + винит, падеж существ. + косв. падеж существ.»: «Кому Вова дает сахар?» «Собаке» («Вова дает сахар собаке»); «Кого Вова кормит сахаром?» «Собаку» («Вова кормит сахаром собаку»); «Чем Вова кормит собаку?» «Сахаром»; «Кому папа читает книгу?» «Свете»; «С кем папа читает книгу?» «Со Светой»; «Кому мама гладит платье?» «Оле»; «Чем мама гладит платье?» «Утюгом»; «Чем мама режет хлеб?» «Ножом»; «Чем Петя рисует цветок?» «Карандашом».
Интересным упражнением вопросо-ответного характера является постановка разнообразных вопросов к сюжету одной картинки и ответы ребенка на них. Например, по картинке «Мальчик моет руки» можно задать ряд вопросов: «Что делает Витя, Толя, Сережа?»; «Что моет Витя, Толя, Сережа?»; «Чем мы моем руки?»; «У кого будут чистые руки?» и т. д. 3. Конструкции с предлогом у.
Используются предметные картинки или лото, загадки о животных. Вопросы: «У кого рога?»; «У кого длинные уши?»; «У кого пушистый хвост?»; «У кого острые когти?» Составляя предложения, дети должны показать на картинке предмет, о котором они говорят. 4. Конструкции с предлогом в, на и изменением окончаний.
«Где лежат картинки?» «В папке, на столе»; «Убери картинку, на которой нарисован мишка, в ящик. Где она лежит?» «Убери на окно. Где она теперь лежит?» 5. Составление предложений по двум картинкам. Ответы на вопросы где? куда? откуда?: «Кошка села на стул»; «Кошка сидит под стулом»; «Белка сидит на елке, а заяц под елкой»; «Птички сидят на дереве, кот сидит под деревом»; «Птичка улетела с дерева»; «Заяц прыгнул на пенек». 6. Составление предложений с предлогом с (совместность действия), с предлогом к (направление действия).
«С кем разговаривает Петя?» «С мамой, с врачом»; «С кем идет Таня?» «С мишкой, с Буратино»; «С кем читает Ната?» «С папой, с Ромой»; «К кому подошел Вова?» -«К Сереже, к няне». 7. Заучивание с детьми выражений: Алеша едет кататься на машине (пароходе, велосипеде). Алеша катается на санках (коньках, лыжах). Аня играет в мяч (куклы, кубики). Аня будет играть с мячом (куклой, кубиками). 8. Составление предложений с использованием глаголов неопределенной формы.
«Куда идет Витя?» «Витя идет ловить рыбу»; «Что будет делать Катя?» «Катя будет стирать белье». 9. Различение грамматических форм существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах: «Найди картинку, где девочка несет шар, шары. Скажи: „Ира несет шар. Ира несет шары. У Иры много шаров". Петя, дай мне карандаш (несколько карандашей). Таня, возьми мяч (мячи, много мячей)». 10. Обучение детей умению различать действия, близкие по сходству ситуаций: моет умывается стирает; бежит прыгает; лежит спит; несет везет; чистит подметает; строит чинит.
Важно показать различие этих слов путем составления определенной ситуации, имитации действия, обозначенного словом. Например: Таня моет куклу; Таня стирает белье; Таня умывается. 11. Обучение детей умению различать названия действий, противоположных по значению. Например: застегни пальто расстегни пальто; сними валенки надень валенки; завяжи бант развяжи бант; войди в комнату выйди из комнаты; включи радио выключи радио.
Для усвоения смысла таких словообразовательных элементов, как, например, суффиксы уменьшительности, увеличительности, можно использовать картинки, называя предметы, изображенные на них, и говоря, чем отличаются эти предметы: шар шарик; лопата лопатка; дом домик; стол столик; ягода ягодка; нога ножка ножища; рука ручка ручища. После того как будут названы слова, полезно сравнить картинки и определить величину предметов: дом к а к о й?, а домик какой?; ножка какая?, а ножища к а к а я?; лопата какая?, а лопатка какая?
На четвертом году жизни ребенка большое внимание уделяется обучению его составлять предложения с однородными членами, а также введению в его речь обобщающих понятий. На занятиях могут проводиться различные виды работ: составление предложений по картинкам, по опорным словам, по демонстрируемым действиям, по дополнению предложений недостающими словами. Например, у разных групп детей имеются картинки, изображающие зверей: зайца, лису, белку, волка; фрукты: грушу, яблоко, сливу; мебель: столы, стулья, шкафчики. Сначала дети составляют предложения, которые являются ответом на вопрос: «Кто изображен на картинке?» или «Что изображено на картинке?» Затем воспитатель произносит начало предложения: «В лесу живут…» Продолжает это предложение та группа детей, у кого картинки с изображением зверей: «В лесу живут белки, лисы, зайцы, волки». Точно так же составляются предложения: «В саду поспели груши, яблоки, сливы». «В детский сад привезли столы, стулья, шкафчики». После этого важно, чтобы дети назвали обобщающие слова и составили с ними предложения: «В лесу живут звери: волки, лисы, зайцы»; «В детский садик привезли новую мебель: столы, стулья, шкафчики». В процессе составления предложений можно тренировать детей в употреблении различных грамматических форм: «В саду много фруктов: груш, яблок, слив»; «В лесу живет много зверей: зайцев, белок, ежей» и др.
Работу по составлению предложений с однородными определениями можно также проводить, организуя с детьми игру «Отгадай, что это?». Водящий выходит за дверь, дети в это время вместе с воспитателем выбирают какой-то предмет и называют характеризующие его признаки. Входит водящий, и дети начинают говорить: «Она круглая желтая, вкусная, с хвостиком, полезная». Ребенок должен сказать, что это репа. Или: «Он большой круглый, резиновый, красный (мяч)». Выигравший получает небольшой приз.
Для составления предложения с однородными сказуемыми можно провести игру «Вспомни и назови». Водящему воспитатель дает задание так, чтобы никто не слышал: «Подойди к столу, возьми красную бумагу, нарежь полоски, дай их Пете». Водящий начинает выполнять задание, дети в это время внимательно следят за ним. В заключение дети должны перечислить все то, что сделал водящий, например: «Вова подошел к столу, взял красную бумагу, нарезал полоски и отдал их Пете. Выигрывает тот ребенок, который правильно перечислил все действия, выполненные водящим.
Упражнения но развитию речи по закреплению речевых грамматических моделей могут быть проведены в комплексе с другими видами работ, например в связи с чтением. Материалом для чтения в этом возрасте служат маленькие рассказы, стихи, близкие и понятные детям. Чтение этих маленьких произведений может сопровождаться игрой, действием, соответствующим читаемому тексту. Беседы по прочитанному способствуют развитию диалогической речи детей.
Большое значение имеет слушание детьми русских народных сказок: «Репка», «Коза-дереза», «Волк и семеро козлят». Хорошо, если дети будут приносить в ясли-сад книжки-малютки, которые они могут сделать с родителями, используя журнал «Веселые картинки».
Мы уже говорили о том, что грамматическим упражнениям может быть отведено время в часы игр, на прогулке, во время дежурства, когда закрепляются речевые умения малышей. Особенно много для развития речи дает прогулка: подготовка ее, организация наблюдений и речевой деятельности во время прогулки, обращение к впечатлениям, полученным от прогулки, спустя некоторое время. Так, собирая детей на прогулку, взрослые должны обязательно разговаривать с детьми: «Сейчас мы пойдем гулять. Куда мы пойдем? Достань из шкафа шапку. Подай мне шапку. Давай мы ее наденем на голову. Посмотри, какая у тебя красивая шапка. Быстро сними тапочки и надень валенки».
На прогулке нужно постоянно обращать внимание на красоту окружающей природы, учить детей наблюдать за погодой, за изменениями в природе. Например: «Посмотрите, дети, какие красивые деревья. Вспомните, какие они были летом. Давайте подойдем к березе и посмотрим, какого цвета у нее листочки». Организуя речевую деятельность детей во время прогулки, необходимо вводить в их речь разнообразные конструкции, в том числе и со значением противопоставления, вносимым союзом а: «Сейчас на улице прохладно, а летом было жарко. Листья на деревьях разного цвета желтого, красного, а летом они были зеленые» и т. д. Когда летом дети играют на своем участке, они, естественно, рассматривают все, что есть вокруг них; находят в траве муравьев, солдатиков, жуков. В этом возрасте воспитатель учит детей различать и правильно называть растения (трава, деревья, цветы), наблюдать их цвет, различать и правильно называть некоторые овощи, фрукты. Кроме того, необходимо учить детей различать несколько видов транспорта (автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус, в селе сани, телеги), знать некоторые детали машины (колеса, руль, кабина, кузов); но знать слово это знать, в каких грамматических формах оно живет в речи.
Развитие грамматически правильной речи детей осуществляется и в часы игр. Например, помогая строить из кубиков башни, воспитатель говорит: «Петя, Таня, Света будут строить красную башню, а Юра, Серело синюю. Кубики на машине будут возить шоферы и грузчики. Красные кубики привезем к окну, а синие к столу. Кто у нас шофер? Что сделаешь сначала?» «Возьму машину». «Что сделаешь потом?» «Заведу ее». «Завел? Как работает мотор? Проверь сигнал. Грузчики, какие кубики положите на эту машину, а на эту?»
Сравнивая кубики по цвету, дети их развозят по разным местам. Показывая, как надо строить башню, воспитатель может сказать: «На эти два кубика кладем один маленький» и т. д.
В целом вся деятельность ребенка в дошкольном учреждении должна способствовать развитию его внимания, памяти, мышления, совершенствованию его речи.
Формирование грамматических навыков у детей пятого-шестого годов жизни
В этом возрасте ребенком могут и должны быть усвоены основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений еще вызывают у него затруднения. Предлоги и союзы употребляются им в самых разнообразных значениях. Все чаще пользуется он словами-обобщениями: мебель, еда, посуда, игрушки, транспорт. В целом при увеличении запаса слов речь становится более связной и последовательной. В составляемых ими предложениях пятилетние дети выражают причинно-следственные связи тех явлений, которые им хорошо знакомы, например: «Завтра мне не нужно идти в садик, потому что воскресенье»; «Ночью лил дождь, поэтому на асфальте лужи» и др.
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» воспитатель должен продолжать работу по обучению детей указанного возраста правильному употреблению грамматических форм основных частей речи.
Нужно научить детей выражать в своей речи временные, целевые и причинные синтаксические отношения (отвечать на вопросы когда? с какой целью? для какой цели? почему? зачем?). Например: «Завтра у нас утренник»; «У нас физкультурные занятия в пятницу, после обеда»; «В январе, в январе много снегу во дворе»; «На этой неделе мы поедем в кукольный театр» временные отношения; «Этот корм для птиц, а этот для рыбок» целевые отношения; «Мы не пойдем гулять из-за дождя»; «Не пойдем гулять, потому что дождь» причинные отношения. Приведенные примеры показывают, каким конструкциям надо обучать на специальных речевых занятиях.
Воспитатель вводит в речь детей:
а) ряд приставочных глаголов, производя при этом первичные наблюдения над глаголами, отвечающими на вопросы:
что делал?
выходил, заходил,переходил, рисовал, лепил, строил, мыл, играл, гулял, делил, пел, шумел
что сделал? вышел, зашел, перешел, нарисовал, слепил, вылепил, надстроил, выстроил, построил, вымыл, помыл, поиграл, погулял, разделил, поделил, запел, спел, зашумел.
С данными глаголами составляют словосочетания, например: рисовал дом, нарисовал дом, пошел гулять, вышел из дома, шел к другу, перешел улицу и т. д.;
б) глаголы, у которых в зависимости от вопроса (что делаю? что сделаю?) меняется основа:
что сделаю? что делаю?
дострою достраиваю
дочитаю дочитываю
прыгну (1 раз) прыгаю (много раз)
крикну (1 раз) кричу (много раз);
в) глаголы неопределенной формы в сочетании с другими глаголами, например с глаголом для обозначения начала действия («Петя начал поправляться», «Петя стал выздоравливать»), для обозначения умения или неумения («Я умею лепить, но не умею еще читать»), для обозначения цели («Мы едем отдыхать», «Петя идет ловить рыбу»), в сочетании со словами надо, можно, нельзя («Надо рано вставать», «Нельзя разговаривать», «Можно читать»);
г) некоторые глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени с частицей -ся и без нее («Я буду играть» «Я поиграю»; «Он будет одеваться» «Он оденется»; «Ты будешь рассказывать» «Ты расскажешь»);
д) наиболее распространенные наречия, обозначающие оценку (хорошо, плохо, выразительно, быстро, медленно, тихо, громко); время (сегодня, зимой, летом, осенью, весной); место (здесь, там, тут, справа, слева, высоко, низко, туда);
е) сочинительные союзы (и, а, но, то то), служащие для связи слов в предложении и для связи предложений;
ж) подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, если, когда, так как), служащие для связи предложений.
Формирование грамматических навыков у детей пятого-шестого годов жизни происходит как в процессе бытового общения, так и при проведении специальных речевых упражнений на предметных занятиях, при работе с картинами.
Предложенный для занятий дидактический материал должен способствовать усвоению категорий времени, числа, лица, рода глаголов, практическому использованию в речи глаголов совершенного и несовершенного вида. Чтобы научить детей различать действия совершающиеся и совершившиеся, необходимо придать им конкретный характер, связав со знакомой ситуацией. При составлении предложений важно связывать наречия сегодня, сейчас, теперь с глаголами настоящего времени, наречия вчера, давно, недавно с глаголами прошедшего времени.
Одной из возможных форм занятий по обучению детей употреблению глаголов настоящего и прошедшего времени является занятие, на котором употребление той или иной формы глагола соответствует демонстрируемым действиям. Воспитатель предлагает детям выполнить определенные действия: рисовать, строить, собрать (что-то), одеть, накормить (куклу). Затем во время выполнения этих действий и после того, как дети закончили, он спрашивает, обращаясь к каждому: «Что ты сейчас делаешь?» («Я рисую самолет, я строю дом» и т. д.), «Что ты делал?» («Я рисовал самолет»), «Что ты сделал?» («Я нарисовал самолет»). Воспитателю надо четко выделять интонационно вопросы что делал? и что сделал? и добиваться правильных ответов: «Что делаешь?» «Одеваю (куклу)»; «Что делал?» «Одевал…»; «Что сделал?» «Одел…».
Значительное место в специальных упражнениях должна занять работа по составлению сложного предложения: сложносочиненного и сложноподчиненного. Для этого хорошо использовать вопросо-ответную форму речи. Сначала малыши будут проговаривать только вторую часть сложного предложения, которая собственно и есть ответ на поставленный вопрос («Почему сегодня в группе нет Тани?» «Потому что она заболела»). В дальнейшем необходимо требовать, чтобы дети проговаривали сложное предложение целиком, так как они часто допускают ошибки в употреблении подчиненного предложения.
Занятия по составлению сложных предложений могут проходить различно. Например, для занятий по составлению сложносочиненных предложений подбираются пары таких картинок, на которых изображены близкие сюжеты: на одной картинке девочка разбирает постель, на другой девочка спит или: мальчик копает яму, а другой мальчик несет дерево. Под руководством воспитателя составляются предложения: «Вера только разбирает постель, а Таня уже спит» или: «Юра копает яму, а Витя опускает в яму дерево».
Составление предложений может быть связано с играми «Что сначала, что потом?», «Все наоборот», «Угадай, где ошибка» и т. д. При проведении этих игр дети будут составлять предложения с соединительным союзом и, с разделительным или. Особое внимание нужно обратить на предложения, отвечающие на вопросы почему? зачем? Например: «Вова заболел, потому что он простудился»; «Мама взяла зонт, потому что на улице дождь»; «Дети легли спать, потому что уже поздно». Или: «Я взял мяч, чтобы играть в футбол»; «Толя взял сачок, чтобы ловить бабочек». Для составления таких предложений можно использовать игрушки, серии картинок, организовать сюжетно-ролевые игры. Большие возможности в этом плане дает игра «Телефон» при пересказе своих «телефонных» разговоров дети обязательно должны составить сложное предложение: «Вова попросил, чтобы я дал ему краски»; «Петя сказал, что сегодня плохая погода»; «Наташа позвонит еще раз, когда мы встанем».
Работа по составлению сложных предложений может быть продолжена на прогулках, при знакомстве с природой, с окружающим, в труде, на занятиях рисованием, лепкой, музыкой. Приобретенные речевые умения закрепляются при проведении игр-драматизаций, таких как «Федорино горе», «Мойдодыр» К. Чуковского, «Почта» С. Маршака, при проведении дидактических и подвижных игр.
Формирование грамматических навыков у детей седьмого года жизни
К семи годам дети, как правило, должны владеть всеми грамматическими формами речи: склонением имен существительных и прилагательных, спряжением наиболее употребительных глаголов; для характеристики признака действия (пространственного, временного, образа действия) они пользуются наречиями, употребляя их в строе словосочетания и предложения, например: шел быстро, говорил тихо, свернул влево, вернулся поздно вечером, приехал засветло и др.
В речи семилетних детей довольно часто употребляются предлоги не только в прямом значении, но и в отвлеченном. Характерно, что вначале предлог от появляется в речи четырех-пятилетних детей как показатель пространственного значения (отошел от дома, забора, беседки; отплыл от берега, пристани); затем в пять-шесть лет дети употребляют предлог от и как показатель объектного значения (подарок от брата, письмо от папы), и только позднее, к семи-восьми годам, ребенок может употреблять предлог от для выражения значения причины (закричал от страха, заплакал от боли).
К семи годам, как правило, формируется синтаксический строй речи: ребенок правильно составляет простые предложения, предложения с однородными членами, употребляя при этом соединительные, противительные, разделительные союзы; он использует в своей речи и сложные предложения, чаще сложноподчиненные, выражающие разнообразные синтаксические отношения, например: «Петя спросил, что мы видели» дополнительные отношения; «Мы идем к врачу, чтобы взять справку» целевые отношения; «Мы пойдем на прогулку, если не будет дождя» условные отношения и др.
Рассказывая о своих впечатлениях (от новой прочитанной книги, просмотренного спектакля, фильма, мультфильма), шестилетний ребенок должен пользоваться формой связной монологической речи.
В подготовительной группе детского сада работа по развитию грамматически оформленной речи должна занимать большое место. Так же как и в предшествующие годы, она осуществляется на специальных занятиях и в связи с другими видами деятельности детей.
Основным видом работы по формированию грамматических навыков в речи детей в подготовительной к школе группе может стать работа по оформлению одной и той же мысли различными языковыми средствами. Например, при анализе сюжетной картинки, на которой изображены веселящиеся дети, можно составить ряд предложений: «Дети запрыгали от радости»; «Дети запрыгали, потому что обрадовались»; «Обрадовавшись, дети запрыгали». К картинке, на которой изображен заболевший мальчик, можно составить следующие предложения: «Петя заболел»; «Петя болен»; «Пете нездоровится, его знобит»; «У Пети жар» и т. д. Такого рода работа по составлению различных предложений на одну и ту же тему покажет детям-дошкольникам возможность по-разному выражать одну и ту же мысль. На занятии воспитатель специально обучает детей построению таких предложений, которые могли бы заменить друг друга. Составив, например, с детьми предложение «Мы не пошли на прогулку из-за дождя», воспитатель просит детей составить другие предложения, но выражающие эту же мысль (причину, по которой прогулка не состоялась): «Мы не пошли на прогулку, потому что начался дождь»; «Пошел дождь, и мы не пошли на прогулку»; «Начался дождь, поэтому мы не пошли на прогулку».
Для создания вариантов предложений на одну и ту же тему можно использовать дидактические игры, сюжетные картинки, художественные тексты. Например, воспитатель читает детям рассказ В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». После того как рассказ прочитан, выяснена его главная мысль, полезно обратить внимание на предложение: «Сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют и спать». Воспитатель может попросить детей подобрать варианты к данному предложению. Например: «Как только сядет солнце…», «Если сядет солнце…», «Сядет солнце, поэтому муравьи все ходы и выходы закроют и спать». Такого рода работа может быть организована при составлении предложений по серии сюжетных картинок. Например, серия «Спасли птичку» удобна для употребления вариантов причинных союзов потому что, так как: «Дети были рады, так как они спасли маленькую птичку», «…потому что спасли маленькую птичку». Итак, работа по составлению различных предложений для выражения одной и той же мысли должна быть основной при формировании навыков грамматически правильной речи у детей седьмого года жизни.
Вторым направлением в работе по развитию речи детей этого возраста может стать обучение их употреблению в речи причастий. Для введения в речь детей причастных форм можно использовать картинки, изображающие, скажем, читающего мальчика, читающую девочку, читающих детей. По картинке дети составляют предложение: «Мальчик читает». Воспитатель помогает детям составить словосочетание читающий мальчик. Причастие в словосочетании называет воспитатель, затем спрашивает детей: «Какой мальчик?» «Читающий».
Точно так же проходит работа со второй картинкой: сначала составляется предложение: «Девочка читает», затем словосочетание читающая девочка. Используя картинки, дети могут уже сами составить предложения и словосочетания: «Мальчик рисует» рисующий мальчик; «Дети поют» поющие дети; «Бабочка летит» летящая бабочка.
Для занятий нужно брать наиболее часто употребляемые глаголы и от них образовывать только действительные причастия настоящего времени. Конечно, никакая терминология детям не сообщается, важно, чтобы они просто запомнили некоторые причастия и при случае умели вставить их в свою речь.
Работа по употреблению детьми причастий может проводиться и при наблюдении за природой, на занятиях по рисованию, лепке, при чтении художественной литературы. При этом могут быть рекомендованы следующие приемы:
1) показ и называние предмета, его признаков. Показ предмета и его признаков нужно сопровождать пояснением, которое раскрыло бы их сущность. Например, в словосочетании падающий лист слово падающий это лист, который падает. Причастие, с которым дети знакомятся, лучше проговорить индивидуально, затем хором;
2) объяснение происхождения данного слова: рисующий от слова рисовать, пляшущий от слова плясать;
3) постановка к причастию подсказывающих вопросов: «Поле какое, желтеющее?» «Желтеющее»;
4) составление предложений по словосочетаниям, состоящим из существительного и причастия: желтеющие листья «Желтеющие листья видны на березе»; гудящий самолет «Гудящий самолет пронесся над селом» и т. д.
Если в тексте читаемого произведения встречаются причастия, важно проследить, чтобы при пересказе дети употребили эти причастия вместе с существительными, к которым они относятся, а при вопросе воспитателя могли назвать глагол, от которого образовано данное причастие.
Для работы по усвоению детьми причастий может быть использован следующий дидактический материал: «Мальчик читает, пишет, рисует (читающий, пишущий, рисующий)»; «Собака лает, играет (лающая, играющая)»; «Кошка мяукает (мяукающая)»; «Самолет гудит, летит (гудящий, летящий)»; «Ручей журчит (журчащий)»; «Лист желтеет, зеленеет, краснеет, шуршит (желтеющий… шуршащий)»; «Солнце сияет (сияющее)»; «Ветер дует, воет (дующий, воющий)».
При проведении специальной работы по развитию речи, связанной с обучением старших дошкольников составлению самостоятельных рассказов-описаний (игрушек, предметов) или рассказов по серии сюжетных картин, воспитатель должен добиваться, чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы: падежные формы имен существительных и прилагательных, прилагательные в полной и краткой форме, степени сравнения прилагательных (высокий, выше, самый высокий); спрягаемые формы глаголов; наиболее распространенные наречия (вправо, влево, вперед, назад, здесь, там, внизу, хорошо, быстро), действительные причастия настоящего времени; предлоги и союзы.
Развивая синтаксический строй детской речи, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети правильно составляли простые предложения, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложные предложения. Только при условии владения всеми указанными грамматическими формами ребенок будет хорошо подготовлен к обучению в школе.
Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.
|