
Логопедический центр Главная » Советы логопеда» Логопедические упражнения на занятиях: конспекты логопедических занятий, логопедические упражнения на занятиях с детьми, упражнения в логопедической группе, логопедические упражнения для детей в школе, детском саду, индивидуальные логопедические упражнения, планирование логопедических упражнений.
Логопедические упражнения на занятиях с детьми и взрослыми
√Нарушения √Услуги √Стоимость √Территория √Логопеды
Прежде чем приступить к теме логопедических упражнений на занятиях, стоит дать определение самому понятию логопедических упражнений для детей и врослых.
Логопедические упражнения на занятиях с детьми комплекс мер, применяемые логопедом по формированию у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого обращения и подготавливающей к обучению в школе.
Логопедические упражнения на занятиях со взрослыми комплекс мер, применяемые логопедом по формированию у взрослых грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность правильного речевого обращения, как правило, для делового языка.
1. Классификация логопедических упражнений на занятиях по возрастному цензу ученика:
1.1. Логопедические упражнения на занятиях с детьми:
Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем: . Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его. . Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам). . Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия) . Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать. . В будущем личные проблемы и ограничения в выборе профессий.
Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
1.2. Логопедические упражнения на занятиях со взрослыми;
2. Классификация логопедических упражнений на занятиях по количеству учеников:
2.1. Индивидуальные логопедические упражнения;
Для эффективного использования индивидуальных логопедических упражнений необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка.
Важным является учет специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии (алалия, дизартрия, ринолалия и др.).
Те или иные проявления системного речевого нарушения имеют различную динамику преодоления и в связи с этим различную выраженность на разных этапах коррекционного обучения. Определить наиболее оптимальные сроки для их преодоления (а иногда и предупреждения), а также последовательность в их устранении одно из необходимых условий эффективности индивидуальных упражнений.
Основная задача индивидуальных упражнений заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.
Существенной особенностью индивидуальных упражнений является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях.
Подлежащий изучению и отработке фонетический материал распределяется по периодам обучения в соответствии с программой.
Особенности индивидуальных логопедических упражнений на занятиях с детьми, страдающими ринолалией
У детей, страдающих ринолалией, звуковая сторона речи имеет ряд специфических особенностей, обусловленных нарушением анатомо- физиологических условий речеобразования. У детей выявляется укороченное мягкое нёбо, расщепление твердого нёба; расщепление твердого и мягкого нёба; расщепление твердого нёба, скрытая расщелина, расщелина верхней губы. Дети с подобными дефектами могут поступить в специальный детский сад до и после хирургической операции по закрытию расщелины.
Формирование фонетически правильной речи у детей, имеющих врожденные нарушения анатомического характера, направлено на решение двух взаимосвязанных задач:
1) нормализацию «ротового выхода», т.е. воспитание длительной ротовой воздушной струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;
2) овладение полноценной артикуляцией всех звуков речи в соответствии с программой;
3) устранение назального оттенка голоса в связи со спецификой дефекта. На индивидуальных занятиях в дооперационный период необходимо устранить компенсаторные движения лицевых мышц, неправильный уклад органов артикуляции, выработать первоначальные навыки ротового выдоха, подготовить правильное произношение доступных гласных и согласных звуков.
Развитие артикуляции способствует устранению побочных напряжений мимической мускулатуры крыльев носа, губ и щек и сокращает сроки последней коррекции.
После операции с детьми проводится интенсивная работа по развитию подвижности мягкого неба, тренировке четкого ротового выдоха.
Особенности индивидуальных логопедических упражнений на занятиях с детьми, страдающими дизартрией
У детей с дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата и требуют упорной, длительной коррекции.
На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих содружественных движений, назального оттенка речи. Специальное внимание уделяется воспитанию кинестетических ощущений от движений речевого аппарата, их осознанности и произвольности. Проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и ее выраженностью. У детей с тяжелой степенью дизартрии целесообразно в первую очередь формировать приближенное произношение трудных по артикуляции звуков, с тем чтобы на его основе развивать фонематическое восприятие и обеспечить усвоение программы на групповых занятиях. В течение года необходимо предусмотреть работу по уточнению произношения этих звуков и овладению в конечном итоге полноценной артикуляцией. Необходимо также обращать особое внимание на овладение полноценной интонацией, выразительностью речи.
2.2. Групповые логопедические упражнения занятия;
3. Классификация логопедических упражнений (занятий) по месту занятий:
3.1. Логопедические упражнения дома; 3.2. Логопедические упражнения в детском саду; 3.3. Логопедические упражнения в школе; 3.4. Логопедические упражнения в специальных логопедических учреждениях и т.д.
|