Гордость центра: 

 Почётные логопеды!

Разное:

Отзывы!

Чёрный список!

Юмор

Словарь 

Законы

Игры!

 

Логопедам центра:

Частые вопросы

Соблюдаем условия

Соблюдаем договор

Соблюдаем оплату

 Скидки за выслугу лет

Прислушиваемся советам

Ответственность

Сравнение

 Возьмите меня с собой!Добавьте сайт в избранное!

Я еще пригожусь!

Ждем Ваших звонков по телефону:

Пожалуйста поделитесь с друзьями!

Советы логопеда

Главная » Полезные советы» § 1. Лексика как компонент структуры языка 

§ 1. Лексика как компонент структуры языка

Степени обобщения лексического значения слова, их усвоение детьми разных возрастов

Слово — основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка — фонетики (поскольку состоит из звуков речи), лексики (поскольку обозначает, кодирует, какое-то явление действительности, т. е. несет смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в определенной грамматической форме). В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно. Лексическим значением слова называют способность слова обозначать (кодировать) внеязыковую реальность: предметы и явления (дом, солнце, человек, закат), отвлеченные понятия (мысль, правда), действия (строить, светить, любить, думать), признаки предметов (белый, вечный, дружелюбный, правдивый), признаки действий (вверх, ярко, искренне, честно), числа (один, двенадцать, сто), указания на предметы, признаки, числа (я, кто, какой, сколько).
Различают несколько степеней обобщения слов по смыслу.
Нулевая степень обобщения — имя собственное, название (имя) единичного предмета (Маша, Витя, бабушка, чашка, стол).
Дети, начинающие говорить (конец первого — начало второго года жизни), усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом (нулевая степень обобщения): для них мама, стульчик, мячик, ваза — это такие же имена собственные, как Витя, Маша.
Первая степень обобщения — имя нарицательное, т. е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Например, мальчик, увидевший кошку с котятами и сказавший «кися-мама», уже понимает обобщающее значение слова мама; ребенок, называющий мячом любой шаровидный упругий предмет, независимо от цвета, размера и материала, понимает лексическое значение слова мяч; обозначая словом идет соответствующее действие независимо от того, кто это действие производит, словом голубой цвет любого предмета, имеющего этот цвет, ребенок показывает, что он понимает лексическое значение глагола идти и прилагательного голубой.
Дети усваивают слова первой степени обобщения к концу второго года жизни.
Вторая степень обобщения- слова, обозначающие родовые понятия: мебель (это и стульчик, и стол, и шкаф), игрушка (это и мяч, и кукла, и кубик), фрукты (это и яблоко, и груша, и апельсин). Названия действий, признаков передаются обобщенно в форме имени существительного: хождение, плавание, бег, полет, белизна, голубизна, краснота, чернота, синева.
Дети усваивают слова второй степени обобщения не раньше трех лет.
Третья степень обобщения — слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: растения — это деревья, травы, лишайники; вещи — это игрушки, посуда, мебель; плоды — это овощи, фрукты, злаки; движение — это бег, полет, плавание; цвет — это белизна, синева.
Дети усваивают смысл слов третьей степени обобщения примерно к пяти или шести годам.
Четвертая степень обобщения — слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.
Если дети оказываются способными усваивать смысл слов четвертой степени обобщения, значит, они уже подготовлены к изучению лингвистических понятий; в полной мере эта возможность появляется не раньше подростковой возрастной ступени.
Усваивая слова, находящиеся в отношениях родовидовых (мебель — стол, стул, кровать), дети должны отличать их от слов, находящихся в отношениях целого и части: стул — ножка, спинка, сиденье; лицо — лоб, щеки, нос, рот, глаза; умываться — набирать воду в ладони, смачивать ею лицо, тереть его руками, споласкивать и т. д.

Тематические группы слов, изучаемые в детском саду

В детском саду изучение лексики родного языка ведется не в строго семасиологическом аспекте (т. е. не начинается вопросом «Что означает это слово?»), а в аспекте ономасиологическом, т.е. отвечая на вопрос «Как называется эта вещь?».
Слова, которые раньше всего заучивает ребенок, вводят его в окружающий мир, в котором он родился и живет в первые дни, недели, годы жизни; слова эти обозначают (называют) окружающие ребенка предметы. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает изучение нескольких тематических групп слов, которые называют: 1) близких ребенку людей, их родственные и общественные отношения, их имена; 2) самого ребенка, части его тела; 3) предметы быта, игрушки; 4) вещи из интерьера помещений, где живет и «учится» ребенок, предметы, окружающие его во дворе, саду, огороде, парке, встречающиеся ему на ближайшей и более отдаленной улице; 5) объекты живой природы: животных, части их тела, их повадки; растения, их части, изменения, которые с ними происходят; 6) объекты неживой природы во все времена года; 7) различные виды труда людей; 8) а позднее и явления общественной жизни советского народа, жизни и деятельности создателя нашего государства В. И. Ленина.
Вместе с предметами (существительными) дети знакомятся и с их признаками (прилагательными), их действиями (глаголами), признаками действий (наречиями), их количеством (числительными). Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения имен существительных. Он называет все то, что его окружает: кукла, зайка, кроватка, подушка, и то, что составляет части его тела: рука, палец, голова, нос.
Окружающие предметы привлекают внимание ребенка и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют «общаться» с ними: дотрагиваться, если предмет большой (стена, пол), или вертеть в руках, гладить, трогать, прислушиваться (кошка, собака, птичка), нюхать (цветы), есть (каша, молоко).
Даже в возрасте около двух лет дети с трудом запоминают название предмета, если только видят его. В одном детском учреждении воспитательница показывала детям двух лет кролика и произносила: «Вот кролик, вот у него ушки, смотрите, какие длинные, вот хвостик, коротенький». Малыши были рады кролику, они хотели потрогать его, но воспитательница их отстраняла (кролика напугают, и руки потом надо мыть). Такое «занятие», как показала проверка, результатов не дало: дети не усвоили даже слова кролик (говорили «киса»). Но дети, которым дали подержать кролика, потрогать его уши, хвостик, запомнили слова и кролик, и хвост, и длинные уши.
Слово при первом усвоении обозначает для ребенка название только данного, единичного предмета (имя собственное), и нужны длительные упражнения с этим словом, чтобы до ребенка дошел его обобщающий смысл и оно воспринималось им как понятие.
Например:
Нине (1 год 3 месяца) впервые подарили мяч — красно-синий, маленький. Она охотно играла с ним, называла «тикь» (мячик).
 — Это — Тятя (Катя, кукла), это-тикь, -поясняла она тем, кто проявлял любознательность.
Но вот ей показали другой мяч, очень большой, зелено-белый, и сказали, что это Витин мячик.
 — Неть,-сказала Ниночка, отрицательно качая головой, — неть. Тогда ей дали в руки маленький черный мячик и спросили, что это.
Девочка не знала, что это тоже мячик. Для нее мячом оставался только ее красно-синий мячик, «тикь».
Кате 1 год и 1 месяц. Она знает слово ваза (в ее произношении «ва») и связывает его с узкогорлым керамическим зеленым сосудом, в который ставят цветы. Но вот в доме появляется ваза хрустальная, широкодонная, для фруктов. Катя желает узнать, что это.
-А? — тычет она пальчиком в новый предмет.
 — Это ваза, Катенька.
 — Неть.
 — Как нет? Это ваза, мы положим в нее фрукты или печенье.
 — Ы ва, — указывает Катя на зеленый сосуд с цветами, — ци-ти (цветы).
Значит, для ребенка ваза — это только узкогорлый сосуд, предназначенный для цветов.
Девочку ведут в квартиру соседей и показывают ей узкогорлый хрустальный сосуд с цветами.
 — Катюша, что это?
 — Ци-ти.
 — А в чем стоят цветы?
 — Ва.
В этом случае ребенок уже сумел произвести некоторое обобщение: «ваза — сосуд для цветов»; но обобщение здесь еще не полное: плоскодонный широкий сосуд Катя не считает вазой.
 М. М. Кольцова приводит описание того, как происходило усвоение обобщающего смысла слова двумя группами детей от 1 года до 1 года 3 месяцев: «В одной группе на слово «книга» выработали 20 условных двигательных рефлексов («возьми книгу», «положи книгу» и т. д.), а во второй — 20 зрительных условных рефлексов: говоря одну и ту же фразу «вот книга», ребенку показывали по очереди 20 различных по формату и цвету книг. Таким образом, в первой группе зрительные раздражения были однообразны, действий же производилось много, а во второй группе, наоборот, зрительные воздействия были разнообразны, а действие одно и то же.
Когда произвели контрольные испытания, то оказалось, что для ребят первой группы слово «книга» стало обобщающим сигналом, а для детей второй группы — нет».
Забота воспитателен детей всех дошкольных возрастов должна быть направлена не столько на то, чтобы расширять лексический запас каждого ребенка (хотя это тоже необходимо), сколько на то, чтобы каждое слово, воспринятое ребенком, усваивалось им в свойственной ему степени обобщения. Иначе будет нарушена закономерность усвоения родного языка, которая требует полного понимания лексического смысла слова, а не только запоминания его звуковой оболочки.
Как показано выше, воспитатели добиваются понимания детьми нарицательного значения слова (первая степень обобщения), идя от чувственного восприятия: название конкретного предмета ребенок усваивает, когда смотрит на него, трогает его руками или двигает его, слушает, нюхает, пробует на вкус.
Активное чувственное восприятие предмета не только облегчает ребенку запоминание слова — наименования этого предмета, но и усвоение этого наименования как обобщенного названия всех предметов данного класса (например, понимание слова стол как названия не только того стола, который ребенок видит в своей комнате, но и всех столов вообще независимо от того, какой они формы, цвета, величины и где они находятся).
Слова второй степени обобщения дети сначала усваивают как вторые названия чувственно воспринимаемых предметов:
 — Витенька, вот твоя игрушка — мяч, игрушка — юла (или: машина, паяц и т. д.). Дай мне твою игрушку — самолет, покажи мне твою игрушку — мишку.
 — Ниночка, смотри, мама выкладывает фрукты из корзинки. Вот эти фрукты — яблоки, а эти фрукты — апельсины.
Специально проведенные опыты обучения детей словам второй степени обобщения обнаружили, что, по мере того как ребенок узнает одно за другим значения таких слов (игрушка — это все предметы для игры, посуда — это предметы, в которых готовят и из которых едят), ему все легче и легче становится понимать новые подобные слова. Следовательно, усвоение ребенком слов второй степени обобщения развивает мозг, учит его совершать мыслительную операцию абстрагирования.
Слова третьей степени обобщения усваиваются детьми как третье название конкретного предмета: ель — дерево — растение; одуванчик — цветок — растение.
Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения.
Первые глаголы, усваиваемые ребенком, не являются словами в точном (лингвистическом) смысле. Часто это просто сигналы, стимулирующие какие-то конкретные действия. Например, слово иди для многих детей сигнал того, что тот, кто произносит это слово, сейчас возьмет его на руки. Бабушка Вити (ему 1 год 1 месяц), беря внука на руки, говорит:
 — Иди ко мне, маленький. — И Витя, привыкнув к этому, сам будет просить бабушку:
 — Ди-ди (иди-иди, т. е. «возьми меня на руки»).
Но уже в возрасте 1 года 4 месяцев он употребляет глагол идти в его лексическом значении:
 — Ди Ви (иди к Вите).
 — Ди у-у (иди гулять).
 — Ди ку (пойдем на кухню).
Он же на первых порах говорит «Дай-дай!», выражая этим «хочу кушать», «хочу играть», «хочу слушать песенку». Но к середине второго года жизни глагол дать наполняется для него смыслом:
 — Ма зю дать (Машеньке зайку можно дать), — дарит он игрушку своей гостье.
Как только ребенок начинает употреблять глагол как отдельное слово, он сразу осмысливает его обобщенное значение: малыш совершает конкретные действия с предметами, видя, как такие же действия совершают близкие ему люди, и усваивает названия этих действий. Ребенок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов н начинает понимать, что одно и то же название цвета, формы, размера может относиться к разным предметам, т. е. он начинает осознавать обобщенный смысл прилагательных.
Процесс усвоения смысла слова ребенком на первых возрастных ступенях идет в направлении от чувственных образов к мыслительным обобщениям. И. М. Сеченов так описал этот процесс.
Когда ребенок впервые видит елку, он воспринимает ее чувственно: смотрит на ее зеленые ветки, трогает и колется ее иголками, вдыхает смолистый запах — и весь этот комплекс ощущений связывается со словом елка. На первых порах это слово — имя собственное, название единичного предмета, с которым связан данный комплекс ощущений. Но вот малыш знакомится с другими елками — разными по величине, находящимися в разных местах — в лесу, в доме на Новый год, украшенными игрушками и без украшений. Хотя ощущения от них у ребенка различные, но и в чем-то схожие, все они называются елка. Со временем это слово приобретает более широкое значение, отдаляется от непосредственных ощущений, и ребенок начинает понимать его как «елка вообще», а не какая-то конкретная ель. Постепенно малыш узнает, что елку называют еще словом дерево, но этим же словом обозначают и дуб, и березу и т. п. Слово дерево еще дальше от «чувственных корней». Совсем далеко от непосредственных ощущений слово растение, которое есть обобщение еще более высокого порядка и употребляется для названия и деревьев, и трав, и кустарников. Это слово имеет абстрактный смысл, и ребенка связывают с ним не ощущения, а мыслительный акт — абстрагирование.
Значение слов со все более абстрактным (отвлеченным) смыслом ребенок начинает понимать только тогда, когда его мозг достаточно разовьется (прежде всего — вырастет физически).
К шестилетнему возрасту ребенку для усвоения слов с обобщенным значением уже не требуются непосредственные ощущения. «Эта фаза психической эволюции в области мышления, — пишет И. М. Сеченов,-начинается… крупным переломом… ребенок думал, думал чувственными конкретами, и вдруг объектами мысли являются у него не копии с действительности, а какие-то отголоски ее, сначала очень близкие к реальному порядку вещей, но мало-помалу удаляющиеся от своих источников…»

Лексические средства выразительности речи, доступные детям

Овладение родным языком не может происходить без усвоения средств выразительности речи. Лексические средства выразительности речи, доступные детям, — это прежде всего перенос смыслового значения с одного слова на другое, затем — некоторые классы синонимов.
Восприятие переноса смысла слова предполагает понимание образной структуры слова и зависит от жизненного опыта ребенка — запаса его представлений, памяти и эмоциональной оценки хранящихся в памяти образов.
С переносным употреблением слов, которые известны ребенку в прямом значении, дети встречаются раньше всего в загадках. Например, слушая загадку «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и видя на грядке в своем огороде морковку, свеклу или репку, ребенок поймет что «девица» здесь — это морковка (репка), т. е. поймет перенесение значения слова девица, если в его памяти уже есть образы из сказки — «темница», «девица с длинной косой». Перенесение значения в данном случае основано на внешнем сходстве ситуаций, в которых находятся оба сравниваемых предмета — девица в темнице и морковка в земле.
Приемы обучения пониманию переносного значения слов, применяемые в работе с младшими дошкольниками, безусловно, не могут быть чисто словесными: необходима опора на реальные объекты, на картинки. Так, чтобы трехлетние дети разгадали приведенную выше загадку, надо разложить перед ними овощи (репу, морковку, свеклу) или картинки с изображением этих овощей и показать картинку, иллюстрацию к какой-нибудь сказке с «девицей в темнице», с косой, падающей из-за решетки и развеваемой ветром.
Скрытое сходство ребенок научится понимать, если хотя бы один раз показать ему сравниваемые предметы, назвав их одним и тем же словом. Увидев, а еще лучше потрогав руками репку — «девицу», другие овощи, ребенок поймет и кто такой «дед» из загадки «Сидит дед в шубу одет: кто его раздевает — слезы проливает» (лук). Итак, чтобы отгадывать загадки, дети должны иметь некоторый жизненный опыт, хранить в памяти и летние и зимние впечатления. Например, никогда не видя ручейка, не катаясь на коньках или хотя бы не видя, как это делают его сверстники, ребенок не сможет отгадать такие загадки: «Под осоку на песок уронили поясок. И лежит, да не поднять, и бежит, да не поймать» (В. Фетисов), «Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня. A вода тверда, словно каменная» (К. Чуковский).
Слова с переносным значением (т. е. слова, обозначающие одновременно два предмета, признака, действия, одно — прямо, другое — посредством сравнения его с основным) обнаруживают свой переносный смысл только в контексте, благодаря своим синтаксическим связям: нужен хотя бы минимальный связный текст, чтобы понять словосочетание с переносным значением. Сравните: лысина старика — лысина горы; бархатный диван — бархатный лужок; шепчет мальчик — шепчет лес. Следовательно, упражнять детей в понимании переносного значения слов можно только на занятиях со связным текстом. Усвоение переносного значения слов детьми связывается с работой по ознакомлению их с художественной литературой.
Чтобы понимать выразительность речи, понимать, как говорящий относится к тому, о чем он говорит, дети должны усвоить ряды синонимов, противопоставляемых один другому по своей эмоциональной окраске. Так, слова спать и дрыхнуть (грубое слово) имеют одно и то же номинативное значение: соответствуют одному и тому же факту действительности — «находиться в состоянии сна», т. е. несут одну и ту же сообщающую функцию. Но с помощью этих слов говорящий по-разному оценивает названный им факт действительности: выражает чувство неодобрения по поводу данного факта (дрыхнуть) и одновременно проявляет свою грубость или же просто констатирует факт, относясь к этому нейтрально (спать).
В дошкольном возрасте детям доступно усвоение эмоциональных и стилистических синонимов, участвующих в создании речевого этикета. Например, дети трехлетнего возраста уже могут усвоить, что говорить дрыхнуть нельзя: это грубо, а значит, плохо, надо говорить спать. Малыши часто приносят в детский сад слова просторечные, нелитературные. Воспитатель обязан заменить их литературными синонимами, объяснив детям стилистическую разницу между теми и другими.
Объяснение дошкольникам всех возрастных ступеней может быть только на уровне этическом: «Тому, к кому обращаются с такими (просторечными) словами, — обидно»; «Тот, кто произносит такие слова, — грубый, плохо воспитанный человек, с ним никто играть не будет» и т. п.


 Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

ООО “ЛЮДМИЛА” - логопедический центр     Ждем Ваших звонков:   (495) 727-34-07 Created by SEOLAN