Задержка умственного развития
Задержка умственного развития у ребенка, пожалуй, самое огорчительное и обидное для родителей, порождает у них смятение и чувство вины. Она вносит в семью нервозность, иногда разлад, и омрачает отношения как между родителями, так и между ними и ребенком, вплоть до неприятия его в решительном: «У нас в роду были всякие, но дураков не было». Дети, желая как можно больнее унизить, называют сверстника дураком, а то и пишут на стене: «Коля дурак». И нет ничего обиднее этого для нашего Коли.
Ребенку с задержкой умственного развития трудно и неуютно уже в детском садике. Все дети идут направо, а он налево. Все смеются, а ему неясно почему. Его обижают. Он не понимает воспитательницу, она его. Непонятное представляется ему опасным или враждебным. Ребенок дезориентирован, а потому тревожен, испытывает страх, депрессию. В школе он также среди отстающих, учительнице не скрыть досады, он мешает ей, и у нее невольно вырывается: «Бестолковый!». Дети в начальных классах уважают того, кого ценит учительница, и презирают того, кем она недовольна. Они презирают его, и он начинает презирать себя. Он замыкается в себе. Молчит, хотя надо отвечать, молчит, даже когда может ответить, и от этого положение его еще более усложняется. Возникает порочный круг. Ребенок кажется глупее, чем есть на самом деле.
Если задержка умственного развития не так груба и заключатся в том, что ребенку трудно постичь сложное, абстрактное, теоретическое, а в конкретном, повседневном он как все, то такой ребенок ощущает свою непонятливость, переживает, нервничает и может впасть в невроз. Если задержка груба, ребенок переоценивает себя, полагая, что в его неудачах виновны другие, что к нему придираются, и он протестует, демонстративно и вызывающе не повинуется взрослым, а сверстникам доказывает свою «правоту» кулаками.
Девочки в таких случаях склонны к истерическим реакциям, а их протест выражается в чрезмерно раннем интересе к своей внешности (компенсация!) и к отношениям с мальчиками. Непрерывные санкции, упреки, неудовлетворительные оценки в конце концов допекают этих детей, особенно подростков, вызывают у них враждебное отношение к школе, протест и приводят к трудному поведению. Они ищут понимания и самоутверждения в уличной компании, но и там умственно неразвитых используют для «таскания каштанов из огня», они терпят неудачи, часто, а по сути неотвратимо попадают в беду.
Умственная отсталость, классифицируемая как олигофрения, когда ребенок состоит на учете в психоневрологическом диспансере и готовится к обучению во вспомогательной школе, особая проблема, требующая в каждом конкретном случае рекомендаций психиатра. Мы ее здесь не касаемся. В данном разделе речь пойдет главным образом о предупреждении и преодолении временной задержки умственного развития, которая, если меры не будут приняты в возможно более ранние сроки, может стать неустранимой, постоянной. Между тем такая задержка чаще всего преодолима. Крайне важно как можно раньше обнаружить ее наличие, понять, в чем именно она выражается (умственное развитие нередко проходит неравномерно, и какие-то характеристики интеллекта формируются в свои сроки, а какие-то западают; нередки и случаи, особенно у мальчиков, когда наблюдается позднее развитие интеллекта, нередко высокого), и установить ее степень.
|