
Главная » Полезные советы» § 9. Об «инстинкте любознательности»
§ 9. Об «инстинкте любознательности»
Процесс усвоения речи, как уже выяснено, это работа органов речи: мозга, артикуляционного и дыхательного аппарата. Не бывает так, чтобы речь была усвоена кем-то без физических и интеллектуальных усилий самого обучаемого. Учебные действия обучающего направлены на то, чтобы активизировать речевые действия обучаемого ребенка, чтобы заставить его самообучаться, т. е. работать физически и интеллектуально.
Обдумывая методы и приемы обучения родному языку, воспитатель заранее уверен, что ребенок послушается, не откажется работать.
На чем же основывается эта уверенность воспитателя? Ведь в первые дни, месяцы, даже годы жизни речевое общение для ребенка субъективно не является такой жизненной необходимостью, от которой зависит его выживание: родители угадывают и удовлетворяют потребности ребенка, обеспечивая тем самым его жизнь и физическое развитие. Между тем мы наблюдаем, что здоровый ребенок в первые же недели своей жизни полон стремления познать окружающий его мир. Он все хочет увидеть, потрогать находящиеся в поле его зрения предметы, он не устает рассматривать лица говорящих с ним людей, повторять их мимику, артикуляции. В часы бодрствования он работает не только охотно, он просто не может не работать: познавательная деятельность это его естественное состояние.
Следовательно, человеку присущ познавательный инстинкт, врожденная любознательность, «инстинкт достижения». Его побуждает к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию к овладению, к достижению. Л. И. Божович высказала интересную мысль, что начиная с младенческого возраста у человека проявляется инстинктивная потребность познания, потребность новых впечатлений; эта потребность ненасыщаема, поэтому она стимулирует и определяет внутреннее содержание процесса психического развития развития остроты ощущений, становления интеллекта, облагораживания эмоций, оптимализации воли.
Воспитатель обязан обеспечить ребенку условия, в которых в полной мере удовлетворялась бы эта потребность. Знакомство человека с миром начинается с того, что он видит, что его окружает: вот он сам его руки, пальцы, ноги, вот близкие люди мама, папа, вот предметы молоко, каша, соска, ложка, миска, кровать, стул, стол, коляска, комната, дом, улица, город. Узнает (осознает) все это ребенок тогда, когда называет словом. Но слово всегда имеет грамматическую форму, т. е. оно не только кодовый знак определенных явлений действительности, но и кодовый знак связей и отношений между данными явлениями. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать окружающий его мир таким, каков он есть: мир реальных вещей и явлений, существующих в связях и отношениях.
Без участия речи ребенок не может осознавать мир.
Психология познания такова, что знания об окружающем мире входят в сознание человека в вербальной (словесной) форме. «Благодаря тому, что оно (отражение действительности. Л. Ф.) приобретает словесную форму, пишет А. Н. Леонтьев, и, следовательно, его содержание выступает для человека в объективных явлениях явлениях языка, человек не только получает впечатления от воздействующих на него предметов и явлений, но и приобретает возможность, словесно называя предметы и явления, отдавать себе отчет в содержании своих впечатлений. А это и означает, что его впечатления (образы, представления, мысли) становятся сознательными. Таким образом, хотя сознательное отражение, как и всякая другая форма отражения, возникает в мозгу на основе воздействия самих окружающих предметов и явлений, однако это возможно лишь при том условии, если воздействующие явления так или иначе обозначаются в речи человека (внешней или внутренней, т. е. мысленно). Сознательное отражение действительности, как было сказано, осуществляется посредством языка, речи».
Следовательно, «инстинкт достижения» у ребенка может проявляться прежде всего как потребность овладения родным языком, служащим ему инструментом познания окружающей действительности.
Таким образом, у ребенка есть спонтанный психологический стимул к овладению родной речью. Воспитатель должен только разумно направить его речевое развитие поставить его в зависимость от ознакомления с окружающим.
Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.
|