Гордость центра: 

 Почётные логопеды!

Разное:

Отзывы!

Чёрный список!

Юмор

Словарь 

Законы

Игры!

 

Логопедам центра:

Частые вопросы

Соблюдаем условия

Соблюдаем договор

Соблюдаем оплату

 Скидки за выслугу лет

Прислушиваемся советам

Ответственность

Сравнение

 Возьмите меня с собой!Добавьте сайт в избранное!

Я еще пригожусь!

Ждем Ваших звонков по телефону:

Пожалуйста поделитесь с друзьями!

Советы логопеда

Главная » Полезные советы» § 1. Грамматические языковые значения. Роль усвоения их для общего развития детей
 

§ 1. Грамматические языковые значения. Роль усвоения их для общего развития детей

Грамматические значения в языке

Грамматические значения — это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т. е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Например, ребенок может понимать лексический смысл, т. е. соотносить с внеязыковой действительностью слова яблоня, посадить, но не знать смысла грамматических форм, употребленных в предложениях: Яблоня посажена или Яблоню посадят (не понимать смысла формы именительного падежа существительного и краткого страдательного причастия, обозначающих предикативные, т. е. сказуемостные, отношения, или винительного падежа существительного и 3-го лица будущего времени глагола, обозначающих дополнительные, предметные, отношения). Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.
Трудность обучения грамматическим значениям родного языка состоит в том, что обучающий (мать, воспитатель, иногда даже учитель в школе) сам не осознает этих значений и употребляет их интуитивно, усвоив их в процессе естественного восприятия родного языка. Именно овладение грамматическими значениями (на уровне интуиции, неосознанно) делает человека существом мыслящим.
Отсюда следует, что важнейшей заботой обучающего (матери, воспитателя, учителя) должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все (все!) грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Повторяем, процесс этот протекает бессознательно. Однако, если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребенка задерживается. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности.
В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.

Характер грамматических ошибок в детской речи

В нашей методике, к сожалению, нет никаких указаний о том, как возможно раньше определить отставание ребенка в усвоении им грамматических значений. Мы замечаем беду уже в школе, когда ребенок оказывается неспособным осилить даже курс I класса, и тогда исправить что-то уже трудно.
Но средства исправления грамматических ошибок ребенка в словообразовании и в словоизменении разработаны достаточно полно. Эти ошибки часто свидетельствуют о том, что процесс усвоения грамматических значений идет нормально, ребенок усвоил саму идею о наличии в его родном языке грамматических значений и овладевает ими в меру педагогического таланта своих воспитателей, предоставляющих в его распоряжение образцы грамматических форм, которым он подражает. Ребенок же, не направленный вовремя на путь понимания (интуитивного) грамматических форм в речи, не делает таких ошибок потому, что чаще всего просто молчит.
Приведем примеры грамматических ошибок в речи детей, свидетельствующие о том, что они понимают смысл употребляемых ими грамматических форм, но еще не запомнили, как их надо употреблять в речи, — не усвоили речевой нормы.
Грамматические ошибки в словообразовании. Дети образуют «свои» слова по аналогии с теми, которые они уже усвоили. Например:
по аналогии с течь (сущ.): «копь» — «Там везде копь экскаватор понаделал» (3 года 8 месяцев); «капь» — «В лесу дождик все закапал, такая капь везде» (3 года 8 месяцев); «тепь» — «От солнышка тепь пошла» (3 года 10 месяцев); по аналогии с бег: «прыг» — «У кузнечиков такой прыг пошел» (3 года 6 месяцев); «сид» — «Надоел мне этот сид, пойду бегать» (3 гола 6 месяцев); по аналогии с певун: «чистун» — «Сеня наш чистун, хороший» (4 года); «светлун» — «Папа, ты светлун, на кнопку нажал и свет» (4 года); по аналогии с краснота: «грязнота» — «Фу, здесь все грязнота» (3 года 5 месяцев); «голубота» — «На дорожке голубота» (после дождя в лужах) (3 года 6 месяцев); по аналогии с воспитатель: «думатель», «говоритель», «вставитель» (4 года); по аналогии с храбрость: «плохость», «худость» (худоба), «умность», «сладкость» (4 года 3 месяца); по аналогии с сидение: «спание», «звонение», «устание» (усталость), «боление»; по аналогии с прибить: «примолоточить», «прилаять» — «Бобик прилаял во двор», т. е. с лаем прибежал во двор; по аналогии с заговорить: «заесть» (начать есть) — «Черепаха не ела, а потом заела»; «зарассказывать»-«Бабушка, зарассказывай сказку» (3 года 1 месяц); по аналогии с подберезовик: «подтополик» — «А подтополики бывают?»; «подкаменник» — «Этот жук подкаменник, он под камнем был» (5 лет). Примеры можно продолжать без конца: нет нормально развивающегося ребенка, который не «творил» бы свои слова.
Взрослые понимают грамматический смысл этих детских новообразований по той простой причине, что собственно смысловых грамматических ошибок тут и нет: приставки, суффиксы употреблены совершенно осмысленно, у них правильные значения; ошибки здесь в том, что дети еще не помнят, с какими корневыми морфемами употребляются в литературной речи эти аффиксы.
Грамматические ошибки в словоизменении.
Дети изменяют слова в речи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, непродуктивный тип они усваивают обычно позже, и, если им в этом своевременно не помочь, ошибки в словоизменении «доживают» до школы, когда исправлять их уже гораздо труднее. К непродуктивным типам словоизменения относятся, как известно, небольшие группы слов, такие, как глаголы есть, ехать, расти (каждый из них составляет особую группу спряжения), разносклоняемые существительные типа имя (насчитывают всего 10 слов) и другие, но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому ошибочное изменение их всегда заметно.
Вот некоторые типичные грамматические ошибки такого рода:
1) смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы: «домы», «поезды», «окны», «человеки»;
2) унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: «карандашов», «этажов», «мы-шов», «утков», «птнчков», «книгоз», «куклов», «девочкОв», «рукОв», «дверев», «лошадев»;
3) унификация стилистических различий в окончаниях предложного падежа ед. числа неодушевленных существительных, имеющих разговорную форму на -у в отличие от книжной формы на -е (на мысу — на мысе): «в лесе», «в носе», «в роте», «на суке».
4) неразличение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: «видели поросенок», «поймали олень», «посадили дуба»;
5) склонение несклоняемых существительных: «был в кине», «пуговицы на пальте», «поехали за пианином»;
6) отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени: «твердее», «чистее», «гладчее»;
7) унификация спряжения глаголов, спряжение всех непродуктивных глаголов по типу продуктивных: давать — «даваю», дать — «дадишь», ехать — «ехаю», «ехай», бежать — «бежу», «бежи», искать — «искаю», «искай»;
8) несклонение числительных: «собака с пять щенят», «курица пришла без два цыпленка».
Конечно, дети, как правило, не умеют пользоваться в речи причастными и деепричастными формами глагола, потому что редко слышат их в речи взрослых: взрослые стараются меньше употреблять эти грамматические формы, боясь, что дети не поймут их; но потом, в VI классе, когда наступает время изучения этих форм, то обычно оказывается, что дети не подготовлены к их усвоению. В результате речь многих ребят оказывается обедненной в грамматическом отношении. Воспитателю следует реагировать и на диалектные ошибки детей, например на употребление ими в родительном падеже существительных жен. рода окончания -е (-и): «у маме», «у мами», «от сестре», «у кукле», «у кукли», «с горе», «без ложке» или употребление существительных среднего рода в женском роде: «моя платья», «теплая молоко», «твоя ружье», а также на другие ошибки, зависящие от того, в какой области живет ребенок. Надо заметить, что диалектные ошибки в речи детей устранить несравненно труднее, поскольку ребенок постоянно слышит диалектную речь взрослых дома, а возможно, и в детском саду.


 Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

ООО “ЛЮДМИЛА” - логопедический центр     Ждем Ваших звонков:   (495) 727-34-07 Created by SEOLAN