Логопедический центр Людмила» Нарушения речи» Учимся произносить правильно» Примеры постановки Р
Приемы постановки звука [Р]
После того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, пробуем вызвать звук «Р». Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук [Р], так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение. Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску. Можно предложить малышу «завести моторчик»,
подражая рокоту самолета или рычанью собаки «ррррр…», или карканью вороны «карррр…».
Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука.
Постановка звука [Р] может осуществляться разными способами.
Остановимся на наиболее распространенных приемах.
1. Поэтапная постановка [Р].
На первом этапе ставится фрикативный (щелевой, или проторный) звук без вибрации.
Этот звук образуется при длительном произнесении за верхними зубами звука [З], близкого к [Ж]; широкий передний край языка при этом должен находиться непосредственно у альвеол (бугорков за верхними зубами). Сильная воздушная струя проходит в щель между передним краем языка и деснами, задевая кончик языка. Полученный таким способом звук следует сразу вводить в слоги, чтобы формировать новый стереотип произнесения и закреплять положение кончика языка за верхними зубами для дальнейшей работы над артикуляционным укладом столь сложного звука.
(Фрикативный образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи; щелевой (о звуке).
Второй этап постановки звука [Р] нацелен на выработку вибрации с механической помощью. Для этого в дело пускается предназначенный для постановки звука [Р] зонд с шариком на конце. Однако подойдет и чисто вымытый указательный палец или резиновая сосочка, набитая ватой. На худой конец, можно попросить у бабушки пластмассовый вязальный крючок, по возможности, толстенький и округлый по форме. В любом случае, манипуляции идентичны: во время произнесения проторного звука [Р] следует проводить под языком, прикасаясь пальцем или зондом, вправо и влево для вызывания колебаний передней части языка. Сильная выдыхаемая струя, направляемая на кончик языка, вызывает легкую вибрацию. Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук [Р] ребенок не произносил. Добавив к проторному звуку [Р] гласные «а», «э», «ы» звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новым звуком.
1. Постановка звука [Р] от звукосочетания [ЗА]. Действия, сходные с вышеописанными. 2. Постановка от звука [Д].
В этом варианте постановки при широко открытом рте и положении кончика языка за верхними зубами (у самых альвеол), следует произносить звук [Д] сначала медленно, затем в более быстром темпе. В момент произнесения «дддд…» с помощью подложенного под язык пальца или зонда совершать колебательные движения из стороны в сторону, тем самым способствуя выработке вибрации.
Перечисленные приемы можно считать универсальными для коррекции произношения звука [Р], однако, в зависимости от вида ротацизма существуют нюансы в подходе к исправлению дефекта.
Следует заметить, что приступать к работе над правильной артикуляцией звука [Р] надо с большой осторожностью, так как особенностью данного звука является упоминаемая выше своеобразная «неразборчивость»: если не удается вызвать вибрацию кончика языка, роль вибратора берет на себя мягкое небо или небная занавеска. В результате, приобретенный звук не будет соответствовать произносительной норме, и потребуется коррекция уже нового звука. Чтобы избежать осложнений, желательно обратиться к логопеду и получить его рекомендации.
|