Главная » Нарушения речи» Дислалия, дислалия у детей, дислалия у дошкольников
Дислалия
Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Неправильное произношение может фиксироваться родителями и окружающими довольно рано, поскольку артикуляцией звуков дети овладевают постепенно. Как правило, ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребёнка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе.
Снижение слуха затрудняет своевременное и полноценное формирование звуковой стороны речи.
Большое значение для развития полноценной речи имеет речевая среда, в которой воспитывается ребёнок.
В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:
• функциональную;
• механическую.
В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии.
Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.
Причины функциональной дислалии.
1. общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции; 2. недостаточная степень развития фонематического слуха; 3. неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребёнок; 4. двуязычие в семье.
Причины механической дислалии.
1. Недостатки строения челюстно-зубной системы:
а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);
б) дефекты в строении челюстей:
прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд);
прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд);
передний открытый прикус;
боковой, двусторонний прикус;
укороченная или слишком массивная уздечка языка. 2. Патологические изменения величины и формы языка. 3. Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба. 4. Атипичное строение губ.
Но необходимо обратить внимание, что не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения.
Как проявляются нарушения звукопроизношения?
Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться по разному:
• звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);
• звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится «горловой»; вместо с межзубный с;
• звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л → у).
В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяют следующие виды недостатков.
Сигматизм недостатки произношения свистящих (с, с', з, з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из распространённых видов нарушений звукопроизношения.
Ротацизм недостатки произношения звуков р и р'.
Ламбдацизм недостатки произношения звуков л и л'.
Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм звуков к и к'; гаммацизм звуков г и г'; хитизм звуков х и х'; йотацизм звука й.
Дефекты озвончения недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими.
Дефекты смягчения недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твёрдыми звуками.
|